13 ноября 2018
5266

Клубов Александр Фёдорович – биография

Klubov Aleksandr Fyodorovich
18 января 1918 года
Дважды Герой Советского Союза; заместитель командира истребительной авиационной эскадрильи (1943), помощник командира по воздушно-стрелковой службе 16-го гвардейского Сандомирского истребительного авиационного полка 9-й гвардейской Мариупольской ордена Богдана Хмельницкого 2-й степени истребительной авиационной дивизии 6-го гвардейского Львовского истребительного авиационного корпуса 2-й воздушной армии, гвардии капитан; родился 18 января 1918 г. в дер. Яруново ныне Новленского сельского поселения Вологодского района Вологодской области в крестьянской семье, русский; в 1934 г. окончил неполную среднюю школу и приехал в Ленинград (с 1991 - Санкт-Петербург), где поступил в фабрично-заводское училище (ФЗУ) завода "Большевик"; после окончания ФЗУ работал настройщиком станков; в 1937 г. был принят в Ленинградский аэроклуб, программу которого освоил на "отлично"; с января 1939 г. - в Красной Армии. Окончил Чугуевскую военную школу пилотов в 1940 г. с присвоением звания "лейтенант"; служил в ВВС Закавказского военного округа в составе 10-го истребительного авиаполка, в октябре 1941 г. переведён в 84-й истребительный авиаполк; в боях Великой Отечественной войны А.Ф. Клубов с 10 августа 1942 г.; воевал в составе 84-го истребительного авиационного полка 216-й истребительной авиационной дивизии 4-й воздушной армии Закавказского фронта; оборонял небо Кубани и предгорьев Северного Кавказа; первую воздушную победу одержан в бою 15 сентября 1942 г.; воевал на биплане И-153 "Чайка" и на И-16, выполнил 160 боевых вылетов, в 25 воздушных боях сбил лично 1 и в группе 1 вражеские самолёты; в это сложное время истребители части привлекались к штурмовкам наземных войск врага, не был исключением и старший лейтенант Клубов: он уничтожил на земле 16 самолётов противника (в группе), свыше 10 автомашин, много другой боевой техники; в воздушной схватке 2 ноября 1942 г. под Моздоком его самолёт был подбит; до последнего пытаясь сохранить машину, А.Ф. Клубов боролся с пламенем, охватившим его "Чайку", получил ожоги лица и кистей рук, но, в конце концов, был вынужден воспользоваться парашютом; после непродолжительного лечения в госпитале вернулся в строй; с 25 февраля по 24 апреля 1943 г. воевал в составе Северо-Кавказского фронта на истребителе И-15; в этот период выполнил 82 боевых вылета, в 26 воздушных боях сбил лично 2 самолёта; Член ВКП(б) с 1943 г.; в мае 1943 г. лейтенант Клубов А.Ф. был переведён в 16-й гвардейский истребительный авиационный полк; в составе 1-й эскадрильи этого полка он освоил новый для себя истребитель Р-39 "Аэрокобра" (поставлялся по ленд-лизу из США), выполняя учебные полёты под руководством легендарного А.И. Покрышкина; именно Клубова А.Ф., как лучшего из вновь прибывших в полк 15-и лётчиков, прославленный советский ас взял с собой в боевой вылет; заместитель командира эскадрильи гвардии старший лейтенант А.Ф. Клубов особо отличился в воздушной битве на Кубани и в боях над Таманским полуостровом и Керченским проливом; к августу 1943 г. в составе этого полка он выполнил 15 боевых вылетов и в 5 боях сбил лично 1 самолёт врага; с 1 августа 1943 г. в составе полка воевал на Южном фронте, участник освобождения Донбасса и битвы за Днепр; уже к 4 сентября 1943 г. выполнил 53 боевых вылета, в 14 воздушных боях сбил 9 самолётов врага; всего же за первый год войны (с августа 1942 к сентябрю 1943 г.) им было совершено 310 боевых вылетов, проведено 84 воздушных боя, он лично сбил 14 и в группе 19 самолетов противника; в воздушных боях в Запорожской области - в районе г. Осипенко (ныне Бердянск) и в районе Большого Токмака (ныне г. Токмак) Клубов сбил в течение одного вылета три "Юнкерса"; в первом случае - три "Ju-87", а во втором - три "Ju-88"; Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 г. за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, гвардии старшему лейтенанту Клубову Александру Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (N 1320); с 4 сентября по 20 октября 1943 г. выполнил 35 боевых вылетов, в 4 боях сбил 3 самолёта врага лично; с октября 1943 г. полк воевал в составе 4-го Украинского фронта, выполняя задачи по прикрытию советских войск на сивашских плацдармах в Крыму и по блокированию воздушного сообщения врага между Крымом и Румынией; к февралю 1944 г. выполнил там 63 боевых вылета, в 5 боях сбил 2 самолёта врага; после короткого отдыха с февраля по май 1944 г. полк вновь вернулся на фронт, теперь уже на 2-й Украинский фронт, тогда же А.Ф. Клубов был назначен командиром 3-й эскадрильи полка; в этот период принимал участие в напряжённых воздушных сражениях над Молдавский ССР и восточными районами Румынии, часто именуемыми в западной исторической литературе как "сражение за Фокшанские ворота в Румынию"; эта битва, по своим масштабам мало уступающая легендарной воздушной битве над Кубанью, но незаслуженно забытая в СССР, была выиграна советскими лётчиками; в этих боях, с мая по июль 1944 г., на истребителе "Аэрокобра" комэск Клубов выполнил 30 боевых вылетов и в 12 воздушных боях сбил 9 немецких и румынских самолётов; с июля 1944 г. - на 1-м Украинском фронте; участник Львовско-Сандомирской наступательной операции и сражения за Сандомирский плацдарм, в 19 боевых вылетах и в 4 боях сбил лично 3 самолёта врага; всего же к последнему дню своей славной жизни помощник командира 16-го гвардейского истребительного авиаполка по воздушно-стрелковой службе гвардии капитан А.Ф. Клубов совершил 457 боевых вылетов, в том числе: 224 - на прикрытие наземных войск, 146 - на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, 35 - на штурмовки наземных войск врага, 19 - на "очистку воздуха" от авиации противника, 17 - на "свободную охоту", 16 - на разведку; участвовал в 95-и воздушных боях, сбил лично 31 самолёт и 19 в группе (данные о групповых победах советского аса значительно разнятся в литературе; так, по данным М.Ю. Быкова, А.Ф. Клубов сбил 30 самолётов врага лично и 1 в группе, а считающиеся 19 групповых побед являются на самом деле уничтоженными им на земле самолётами противника при штурмовках аэродромов; в наградных листах на А.Ф. Клубова, как подписанных при его жизни, так и в посмертном представлении на дважды Героя, эти 19 групповых побед никогда не упоминаются); жизнь отважного лётчика трагически оборвалась 1 ноября 1944 г. на польском аэродроме "Сталева-Воля". В этот день при выполнении тренировочного полёта на новом истребителе "Ла-7" после приземления самолёт выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы и опрокинулся; гвардии капитан Клубов А.Ф. получил тяжелейшие травмы и умер через полтора часа после катастрофы; Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 г. гвардии капитан Клубов Александр Фёдорович посмертно награждён второй медалью "Золотая Звезда"; был похоронен в городе Львове (Украинская ССР) на Холме Славы; 21 июня 2001 г. прах дважды Героя Советского Союза А.Ф. Клубова перевезён в Россию и торжественно перезахоронен на Введенском мемориальном воинском кладбище г. Вологды; капитан (1944); награждён орденом Ленина (13.04.1944), двумя орденами Красного Знамени (19.10.1942, 4.11.1943), орденами Александра Невского (2.02.1944), Отечественной войны 1-й степени (2.05.1943); бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза А.Ф. Клубова установлен в с. Новленское Вологодского района Вологодской области; памятник Герою установлен в Вологде у здания машиностроительного завода; его именем названа улица в Вологде; его имя выбито на гранитной стеле в парке Мира в Вологде; в 2008 г. в Вологде на здании спортивного комплекса "СпортАрт" торжественно открыта мемориальная доска в память прославленного земляка дважды Героя Советского Союза А.Ф. Клубова; Биография дополнена Антоном Бочаровым (посёлок Кольцово Новосибирской области) www.warheroes.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован