16 февраля 2009
6164

ЦСКП в ЦФО: Стенограмма заседания круглого стола на тему: `Центр` на тему `Развитие АПК и Государственное регулирование вопросов аграрной политики Владимирской области. Рост цен и продовольственная безопасность`

ЦСКП в ЦФО: Стенограмма заседания круглого стола на тему: "Центр" на тему " Развитие АПК и Государственное регулирование вопросов аграрной политики Владимирской области. Рост цен и продовольственная безопасность"


Ведущий: Тюриков А.Г., ген.директор ЦСКП в ЦФО "Центр"

Бородин Сергей Геннадьевич, председатель фракции "Единая Россия" в Законодательном собрании Владимирской области:мы начинаем наше сегодняшнее мероприятие с подписания соглашения между партией "Единая Россия" и Союзом потребительских коопераций Владимирской области, который представляет Н.И. Чукин. Соглашение о взаимодействии было подписано 15 апреля 2004 г, и за это время мы плодотворно сотрудничали с Николаем Ивановичем в плане решения тех проблем, которые стоят сегодня перед потребкооперацией. В 2007 г. Мы приняли в Законодательном Собрании закон о поддержке потребкоопераций на территории Владимирской области. То есть, я считаю, это уже наша большая победа. Мы первый раз обратили внимание власти на то, что, действительно, потребительская кооперация нуждается в поддержке, это касается тех людей, которые проживают в основном в сельской местности. Это поддержка сельских хозяйств, тех сельских поселений, в которых практически нет магазинов. 30 % магазинов, которые расположены на территории наших МО, работают в убыток, потому что мы все прекрасно понимаем, что это социально значимая задача, которая стоит перед нами. Но, к сожалению, мы ещё не смогли наполнить тем объёмом возможно финансовых ресурсов или , чтобы эффективно работали. В условиях кризиса, мы считаем, что мы должны дополнить наше соглашение, которое мы сегодня планируем подписать, чтобы оно было более полным, более чётким, и на основании этого соглашения мы уже начнём работать. С Николаем Ивановичем мы работаем уже два созыва в Законодательном Собрании и считаем, что, действительно, поддержка потребкооперация должна продолжаться более серьёзно . После подписания нашего соглашения и после того, как пройдут выборы. Это будет новой точкой отсчёта в нашей работе.

Чукин Николай Иванович, председатель Владимирского областного Союза потребительских обществ:Я хотел бы добавить к тому, что сказал Сергей Геннадьевич. Наши взаимоотношения с Владимирским региональным отделением партии "Единая Россия" начались 15 апреля официально. Прошло много времени, мы выстраивали эти отношения. Они оказались полезными как для организации потребительской кооперации, так и для всего населения Владимирской области. Я сегодня благодарен Владимирскому региональному отделению партии "Единая Россия" за то, что они дали согласие в новой редакции данное соглашение подписать на сегодняшнем большом совещании с участием депутатов Государственной Думы, с участием руководителей сельхозорганизаций.

Идет ПОДПИСАНИЕ СОГЛАШЕНИЯ

Тюриков Александр Георгиевич, Генеральный директор ЦСКП в ЦФО "Центр":это заседание было организовано по инициативе фракции "Единая Россия" в Законодательном Собрании Владимирской области на базе ЦСКП в ЦФО. Мы проводим круглый стол трёх политических клубов партии по следующей тематике: " Развитие АПК и Государственное регулирование вопросов аграрной политики Владимирской области. Рост цен и продовольственная безопасность". Коллеги, вот уже более четырёх лет в партии "Единая Россия" существует три политических клуба. Они в разное время образовались, но первый клуб - ЦСКП - был образован 9 января 2005 г, когда по факту пресловутый 122-ФЗ о монетизации, его реализация стала проваливаться. Прежде всего в сфере обеспечения лекарственными препаратами. В партии было принято решение организовать серьёзное экспертное суждение принимаемых законов на стадии их принятия, а также сопровождение этого закона с точки зрения эффективности с привлечением широкого круга экспертов федерального, регионального значения. Позже, осенью, был создан ещё один клуб - Клуб политического действия 4 ноября, он называется Либерально-консервативный, он отстаивает ценности свободы, прав человека. И в прошлом году был создан Государственно-патриотический клуб. Первый клуб возглавляет ваш депутат от Владимирской области А.К. Исаев(я говорю о Социально-консервативном клубе).
Я вам представлю наших федеральных экспертов, остальные выступающие по ходу будут представляться. Все три клуба отличает стиль проведения круглых столов :неформальное обсуждение животрепещущих проблем страны и регионов. На заседаниях круглых столов политических клубов главное - не только слушать, но и уметь слышать. Не только слушать, что говорят, но и услышать. Второе принципиально значение : в условиях кризиса, который продолжается, усугубляется, усиливается - политические клубы партии стали аналитическими центрами, которые пытаются анализировать ситуацию, рассматривать модели развития страны, модели развития мировой экономики и , безусловно, модели развития регионов. И третье, что присуще политическим клубам - я буду отвечать больше за ЦСКП, - это лоббирование интересов регионов перед Центром мы не скрываем эти цели, но просим также регионы более содержательно, аргументированно представлять свои проекты, видение ситуации, в том числе предлагая поправки в те или иные существующие законодательные акты. Коллеги, в работе нашего круглого стола принимают участие Денисов Валентин Петрович, Председатель Комитета ГД по аграрным вопросам; Савельев Дмитрий Владимирович, председатель Комитета по взаимодействию со Счётной палатой Комитета ГД ФС РФ по бюджету и налогам, а также председатель Координационного совета ЦСКП в ЦФО; Кузнецов Евгений Николаевич, председатель Совета Центросоюза РФ; Иванов Евгений Николаевич, ведущий эксперт Государственно-патриотического клуба , советник политического департамента ЦИК партии "Единая Россия"; Галкин Василий Константинович, начальник отдела мониторинга и прогнозирования Министерства сельского хозяйства РФ. Мы хотели высказать признательность не только фракции Единая Россия" в Законодательном Собрании Владимирской области, но и представителям трёх муниципальных районов Владимирской области, которые сегодня примут активное участие и самим сельхозпроизводителям, которые примут участие в обсуждении животрепещущей проблемы. 9 числа этого месяца на базе Государственно-патриотического клуба уже было обсуждение продовольственной безопасности, вышли на понимание закона о торговле, его формата и сроков принятия, также вышли на понимание взаимодействия, так скажем, обуздания торговых сетей с их политикой подавливания производителя. Об этом вам будут докладывать участники круглого стола.

Денисов В.П., председатель Комитета ГД по аграрным вопросам: Мне довольно часто приходится бывать в регионах, в среднем, наверное, раз в неделю приходится выезжать в тот или иной субъект. Вот буквально на прошлой неделе я был в Твери, в Рязанской области и поэтому некоторые вещи, которые видишь в регионах, полезны, о них хочется сказать в следующих регионах, что я сегодня и сделаю. Вот я был в Рязани, какие у них есть достижения. "Единая Россия" очень много сделала в последние годы в плане выработки государственных подходов, а сейчас уже государственной аграрной политики, мы приняли 2 г. назад закон о развитии сельского хозяйства. В июне позапрошлого года на основании этого закона была принята государственная программ поддержки. И по сути, 2008 г, который мы прошли, был первым на пути реализации этой программы. До этого мы получили очень хороший опыт в рамках национального проекта "Развитие АПК" и многие его элементы оттуда, из нацпроекта, были просто перенесены в госпрограмму, в первую очередь это касается системы кредитования АПК. Мы поняли, что та наработка, которая была в рамках нацпроекта, она достаточно правильна и эффективна, и поэтому сейчас эта работа проводится именно таким образом. У нас Россельхозбанк представлен, есть тут филиал владимирский? Ну ладно. Есть очень много вопросов, которые мы действительно эффективно решаем, что называется, находимся на правильном пути, но , к великому сожалению, проблем, конечно, жизнь порождает намного больше, нежели нам хотелось. И всё, что связано сейчас с влиянием финансового кризиса в целом на российскую экономику, на АПК в частности, приходится находить какие-то решения. Вы знаете, что в рамках антикризисных мер, которые принимали и законодательная, и исполнительная власть - достаточно назвать одну цифру: за последние 3 месяца приняли 20 федеральных законов, которые напрямую влияют на решение ситуации. Конечно, они связаны с выделением финансовых ресурсов, больших финансовых ресурсов, порядка 6 трлн рублей, которые были направлены на поддержание экономики и финансовых институтов. Вопрос, как эти средства реализуются? Здесь очень много дискуссий. И какая доля должна была быть направлена на поддержку реального сектора экономики? Кого надо было первым поддержать: финансовые институты или реальный сектор экономики? Или надо было сделать одновременно? Как вообще финансовые потоки проходят по времени и доходят ли они до потребителя? Вот эти вопросы сейчас очень активно обсуждаются, и если говорить о том, что 6 трлн - это достаточно большая цифра, то вопрос, как они дошли до потребителя - спорный. Могу сразу сказать, что у нас в Государственной Думе во фракции тоже много вопросов по поводу того, куда эти деньги пошли и сегодня на кого реально работают. Вы прекрасно видите каждый день с экранов телевизоров: и Президент, и Председатель Правительства жёстко спрашивают с финансового блока Правительства за эффективность использование этих ресурсов, У нас Россельхозбанк в рамках этой программы получил 75 млрд рублей на расширение своего кредитного портфеля и , честно скажу, за последние годы мы привыкли к чётко слаженной работе Россельхозбанка по выделению кредитов, но в последние месяцы и его коснулась проблема кризиса . В ряде субъектов РФ мы ощутили сбой в кредитовании, что напрямую, конечно , коснулось расширения оборотных средств того или иного предприятия, закупок сельхозпродукции. Особо отчётливо это сказалось на зерновом рынке, собрали 180 млн тонн зерна. Была чётко поставлена задача: закупить госресурсы 20-22 млн тонн, сегодня остановились на цифре 7 млн тонн, и далее никак эта проблема не разрешается. Ну и ещё один момент : мы сегодня с утра были в хозяйстве А.А. Горшкова посмотрели на проблемы, связанные с развитием животноводства, кое-какие вопросы обсудили, даже поспорили по некоторым вопросам. Здесь уже упоминалась тема закона о торговле. Уже несколько месяцев этот закон никак не может попасть в систему Правительства и в систему Министерства промышленности и торговли, которому поручено заниматься разработкой этого проекта. Причина одна : никак не можем снять вопросы, которые возникли между Министерством сельского хозяйства РФ и Министерством промышленности и торговли. Там 17 есть проблемных задач, по которым нужно найти решения, но главное - это, конечно, распределение прибыли при реализации того или иного продукта. Во многих странах мира закон о торговле прописывает жёсткую форму распределения этой прибыли - то, что получается уже на выходе из торговых сетей. И если в странах Европы 60% попадает в карман сельхозтоваропроизводителя-переработчика, т.е. производителя сырья. Сельхозпроизводитель меньше всего имеет в этой торговой наценке своей прибыли. У нас 60% достаётся торговым сетям, 30 % переработчику и где-то 10-18 % достаётся сельхозтоваропроизводителю. Мы считаем это несправедливым. И, несмотря на то, что буквально 4 дня назад один из заместителей Министра промышленности и торговли на наш жёсткий вопрос " Когда этот закон появится в Государственной Думе", ссылаясь на руководство правительства, на какие-то договоренности, сказал, что не ранее декабря 2009 г. Что такое декабрь 2009 г? Это год они будут писать, потом ещё два года он будет ходить между правительствои и Государсственной Думой - столько мы не выдержим. Потому что сельхозтоваропроизводители, особенно животноводство сейчас на грани. Идёт выжимание из отрасли. Почему многие единороссы сейчас выступают за то, чтобы мы в ближайшее время сделали свой депутатский вариант этого закона и предложили его Правительству. Причём в этом законе, естественно, будут учтены все нормы, которые предлагает Министерство сельского хозяйства, и считают что они обоснованны и справедливы. Так что, я думаю, что дискуссия будет очень горячей, не менее чем по закону "О развитии сельского хозяйства" в своё время, по программе господдержки и тд. Я на этом остановлюсь, я просто хочу предложить, чтобы у нас был очень откровенный разговор, немного словный, я больше не буду говорить как в начале. Я очень хотел бы услышать вопросы, сформулированные в адрес федерального центра, я очень хотел бы услышать вопросы в адрес региональной власти - и исполнительной и законодательно, й - потому как во всё валить на Москву, что там что-то не решается - мы уже это всё прошли.. У нас чёткое разделение возможностей юридических федерального центра и регионального центра. Резервы есть в том и другом уровне власти, чтобы депутаты сформулировали ряд федеральных законов и ряд региональных законов.

Чукин Николай Иванович, председатель Владимирского областного Союза потребительских обществ: Как депутат Законодательного Собрания отвечал за АПК, попытался изложить в своём выступлении не только проблемы потребкооперации. Я бы начал своё выступление с того, что органами государственной власти, в первую очередь Законодательным Собранием, проведена определённая работа по созданию нормативно-правовой базы, которая регламентирует отношения в сфере АПК. У нас приняты областные законы, и достаточно сильные "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Есть закон "Об областной целевой программе "Развитие сельского хозяйства на 2008-2012 гг" , "О целевой программе "Воспроизводство плодородия почв на 2008-2012 гг", "Об областной целевой программе "Социальное развитие села до2010 г". , "Закон о государственной поддержке и стимулировании деятельности потребкоопераций области" и целый ряд других нормативно-правовых актов, которые приняты Законодательным Собранием . Я немножко скажу, что в результате принятых мер сельское хозяйство в последние годы развивается непросто, но есть определённые результаты: средний надой молока составил по прошлому году 5109 кг, больше чем в 2007 г, производство несколько возросло мяса. С начала реализации продовольственной программы региональные СПК купили новые тракторы ведущих мировых фирм, зерноуборочные и кормоуборочные комбайны. Объёмы привлечённых кредитов в этом году выросли на 29% и составили сегодня по данным Департамента сельского хозяйства и продовольствия 4,538 млрд рублей. Среднемесячная зарплата в сельском хозяйстве области увеличилась на 46 % , по данным статистики составляет 10560 рублей . Некоторые есть подвижки, связанные с приобретением для семей жилья, всего, конечно 2000 м² жилья приобретено, а если взять Липецкую область, то там по такой же программе уже построено 300 тыс м² жилья. Сегодня 56 сельхозорганизаций приступили к реализации 73 проектов по строительству, реконструкции и модернизации животноводческих комплексов. Я бы хотел отметить, что есть моменты, которые сегодня сдерживают развитие АПК, я думаю, все здесь сегодня добавят. Я хотел бы отразить такие моменты: сегодня ещё есть неопределённость правового статуса некоторых категорий земель. На значительную часть земельных долей, паёв права собственности сегодня в области не оформлены. Фактически земли являются бесхозяйственным имуществом. Ещё: наметилась главная тенденция выхода собственника из сельхозорганизаций. Это одна такая проблема, которая сегодня задерживает развитие АПК в целом.. Второе момент- использование факторов сельскохозяйственного производства, снижается плодородие почвы, морально-физический износ основных производственных фондов, недостаточность источников финансирования, расходов для материально-технической базы АПК. Развивается у нас процесс закисления значительной части продуктивных земель, количество минеральных удобрений из года в год является недостаточным. Ежегодно уменьшается количество используемой сельскохозяйственной техники, это проблема для нас сегодня очень кричащая о Владимирской области. Что здесь ещё добавить? Что самое страшное - не приостановлено за последние 4 года снижение поголовья крупного рогатого скота. По всем категориям хозяйств. Конечно, здесь есть и вличных подсобных хозяйствах снижается поголовье, но в целом и сельхозорганизациях. Не лучшим образом ситуация складывается и по использованию пашни: по оценке специалистов 30% сельхозпашни не используется во Владимирском крае. Конечно, надо бы сегодня тоже отметить эту проблему, что из-за дороговизны уже ныне выделяемых кредитов (16 и более %) сегодня под вопросом животноводческий комплекс, который уже ведётся. И у нас высока сегодня в области доля импорта в потреблении продукта, по оценке специалистов составляет 47 %. Третья проблема (это всё о факторах производства, которые мешают наращивать) - недостаточное кадровое обеспечение организаций АПК. У нас сегодня большой дефицит специалистов, образовательный уровень среди руководителей падает, молодые специалисты, приезжающие на постоянное место жительства в сельской местности, не остаются. Крайне низким остаётся пока и уровень зарплаты, особенно социальная необустроенность сельских жителей. Сегодня такая ещё тема, которую надо обсудить - отсутствие эффективной системы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Как бы мы не хотели, Валентин Петрович, но на государственном уровне те маленькие доллары на гектар посевных площадей, конечно, по сравнению со странами Запада, надо признать это, и добиваться увеличения ассигнований. Хотя, здесь обязаны, конечно, мы в области, законодатели и административная власть, добиваться не 14 копеек на литр молока, а как в соседних областях - там значительно больше. Нас очень беспокоит, что сегодня в области, по итогам последней Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 , у нас велика доля тех, кто вообще не занимается сельскохозяйственной деятельностью. Я называю: 12, 2% крупные и средние сельхозорганизации, 29,5% - малые предприятия, 41, 9% - подсобные хозяйства несельскохозяйственных организаций, 87% крестьянских и фермерских хозяйств и 26,9% личных подсобных хозяйств, которые имеют статус по статистике, но занимаются сельзхозпроизводством. Недостаточно развивается внутриотраслевая и межотраслевая интеграция. Конечно, сегодня в значительной степени прибыль от реализации готовой продукции остаётся у переработчиков и торговых сетевых структур. Хотел бы сегодня быть самокритичным, недостаточно использует сегодня потенциал организации потребительской кооперации. Я думаю, для руководителя очевидный сегодня ответ, что максимально надо сегодня использовать продовольственные ресурсы, стимулируя развитие производства в личных подсобных хозяйствах прежде всего: закупая мясо и молоко, картофель и овощи у населения ферм, минуя мелких посредников. Безусловно, стабилизация и развитие сельского хозяйства потребуется комплексное обустройство сельских поселений. Без этого не решим эту проблему, поэтому серьёзному пересмотру надо подвергнуть отношение к потребительской кооперации, деятельность которой всё-таки направлена на смягчение радикальных последствий реформ АПК. Сегодня в области она обслуживает 781 населённый пункт, где количество жителей до 20 человек. 519 отдалённых и труднодоступных деревень мы обслуживаем автолавками. 32% от торговой сети у нас сегодня являются убыточными. Такая история. Я бы хотел сказать, что сегодня эти проблемы мы недавно обсуждали на слушаниях с выездом в один из районов - Собинский, когда привлекались депутаты Законодательного Собрания, депутаты органов местного самоуправления - а эти депутатские слушания были определены по инициативе депутата фракции "Единая Россия" в нашем Законодательном Собрании, - приглашались руководители сельхозорганизаций, кооперативных организаций. Это было в июне прошлого года, а тема была названа "Проблемы развития сельского хозяйства и потребительской кооперации на селе и законодательно-правовое обеспечение". ,Единодушно мы обсуждали и говорили о том, что, в принципе, учитывая наши историческое, экономическое, геополитическое и даже экологическое значение сельского хозяйства в нечернозёмной зоне, мы бы всё-таки просили, что нужна разработка особого, в качестве приоритетного национального проекта программа "Возрождение села нечерноземья". Потому что это особый статус - мы так считаем. Мы бы считали, что надо ускорить принятие федерального закона по госрегулированию цены на энергоресурсы, потребляемые в сельскохозяйственном производстве, по введению бюджетного субсидирования сельхозтоваропроизводителей в случае опережающего роста цен. Мы информацией владеем, предполагается в этой части что-то делать, но медленно, и пока не видим окончательного результата. Цены на энергоносители растут, на ГСМ - я не буду приводить цифру, я думаю, Александр Александрович может сказать соотношение. Мы хотим, чтобы депутаты нашего ЗС внесли изменения в действующие федеральные законы, в статью 394 в части 2 Налогового кодекса РФ в части увеличения земельного налога за неиспользованные земли сельхозназначения более 3 лет. То есть, в принципе, мы их уже видим по нашей области, много таких земель. Мы бы настаивали на том, что должны быть внесены такие изменения. И ещё: нас очень волнует , потому что тема банкротства остаётся, поэтому мы беспокоимся за продажу и говорили об этом как-то на совещании, что, всё-таки, не частями продавать имущество, а целым комплексом, но документа мы пока не получили. Не дробить уже сложившееся производство , если уж продавать, то для инвесторов полный комплекс. Ещё одна тема, которая, на мой взгляд, сегодня кричит - внести поправки в Земельный кодекс в части введения бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальности собственности, гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий для индивидуального и личного строительства в сельских населённых пунктах. Молодые семьи появляются, не дело ставить земельные участки на торги. Я думаю, в этой части было бы правильно послабление делать для тех молодых семей. Может быть, это крамольно, но я как депутат попросил бы , чтобы было предложено правительству РФ рассмотреть и списать с сельхозтоваропроизводителей все эти реструктурированные долги. Возможно установить единый льготный тариф на электроэнергию - об этом депутаты нашего Заксобрания говорили на слушаниях для сельхозтоваропроизводителей, как минимум, хотя бы на предстоящий трёхлетний срок. И много можно говорить, но я хотел бы подчеркнуть, чтобы всё-таки организации потребительской кооперации, которые я представляю здесь, чтобы они были не за бортом, как сегодня, а официально включены в национальную программу развития АПК и государственной поддержки сельского хозяйства, потому что корни давние, а сегодня мы официально не участвуем в этом процессе и не участвуем в применении постановления правительства РФN 1001 от 29 декабря 2007 г, в возмещении части затрат на уплату процента по кредитам и займам. Там для сельскохозяйственных потребительских кооперативов предусмотрена эта льгота, а для организаций потребкоопераций - нет. Я бы хотел на этом закончить.

Денисов В.П., Председатель Комитета ГД по аграрным вопросам: Я не могу за весь Федеральный центр отвечать, поэтому буду отвечать в рамках тех полномочий, которые есть у меня как у депутата и председателя Комитета. Потребительская кооперация на уровне сельхозтоваропроизводителей, то есть выровнять права и обязанности кооперативов ваших с сельскохозяйственными потребительскими кооперативами. Я двумя руками за, и мне легко об этом говорить, мы с Евгением Николаевичем уже, наверное, года два этим делом занимаемся, но в Министерстве сельского хозяйства и Правительстве в целом существует мнение, что ваши кооперативы недостаточно занимаются производством. Вот какая доля производства должна быть, там 50/50, то есть 50- производить, 50- торговать. Вот это тема, которую мы с вами должны решить: будем мы что-то производить или не будем? Долги списать - есть такая тема, обсуждали неоднократно, но пока всё упирается в Министра финансов. Банкротство - согласен, что надо продавать комплексно, как вы сказали, потому что идёт просто элементарная растащиловка, в законодательстве, которое регулирует процедуру банкротства, у нас есть достаточно серьёзные изъяны, которые надо исправлять, потому что очень большая армия чиновников (и не совсем чиновников) всё, что связано с процедурой банкротства рассматривает как свой личный бизнес. Налог на землю и налог за использование земель сельхозназначения: мы буквально несколько недель назад на своём комитете рассматривали этот вопрос. Есть 2 варианта: предложение Воронежской областной Думы и предложение нашего комитета как это оформить нам сейчас. Три года неиспользования - берётся одно тело налога с 2004 года - пятидесятикратное. Вот такое у нас предложение, оно находится сейчас на стадии рассмотрения. Я не знаю, как Правительство к этому отнесётся, но это достаточно жёсткая мера, которая помогла бы нам поправить ситуацию. Цена на энергоносители: вы знаете, что по тарифам, связанным на энергетику и прочее сейчас поставлена точка, чтобы их вернуть к уровню прошлого года. Буквально на прошлой неделе я разговаривал с Артемьевым - руководителем антимонопольной службы. Больше всего нас сейчас беспокоит то, что делается на уровне сельских муниципальных образований. Главы сидят, они прекрасно понимают, о чём идёт речь. Антимонопольное законодательство не распространяется на компетенцию МО, они не имеют права вмешиваться в те тарифы, которые они устанавливают. Почему? Есть договорённость, что мы сейчас подготовим и внесём в закон соответствующие изменения, для того чтобы антимонопольная служба могла регулировать решения, вплоть до того, что отменять в тех МО, которые явно завышают тарифы. Это одна часть вопроса. И всё, что касается ценовой политики на энергетическом рынке, это более сложный вопрос, это связано уже с федеральным законодательством, с Постановлением Правительства. Но поверьте, в данной ситуации мы на стороне селян. Для того, чтобы там не было вакханалий, в этой политике. Программа социального развития нечернозёмной зоны. Несколько раз этот вопрос обсуждался, я просто могу вам показать проект программы "Устойчивое развитие сельской территории 2020 г", который разработан и утвержден Правительственной комиссией и будет в ближайшее время вноситься на заседание Правительства. Здесь есть нечернозёмные аспекты, здесь есть коэффициенты, которые позволяют надеяться на более справедливое распределение этих ресурсов.

Галкин Василий Константинович, начальник отдела мониторинга и прогнозирования Министерства сельского хозяйства РФ: я возглавляю Отдел мониторинга и прогнозирования Департамента пищевой и перерабатывающей промышленности. За весь комплекс проблем АПК мне будет, наверное, сложно говорить. Но что касается развития кооперативов. Что касается развития кооперативов не сельхознаправления, а потребительских, то здесь мы можем ответить на те вопросы. Как человек, как гражданин, я может быть, более эмоционально отвечал бы на ваши вопросы, но как представитель государства, я сдержан, поэтому позволю себе апеллировать тем, что Министерство в данном вопросе так себя ведёт. Такие совещания позволяют вашей мысли достаточно быстро дойти до принятия решений, посему я хотел бы попросить коллег, которые непосредственно занимаются сельхозпроизводством, как можно больше задавать вопросов, для того чтобы по возможности, по приезде в Москву, обобщить и попробовать совместно коллегами из Государственной думы обращать в механизмы, которые будут позволять выходить из кризиса, создавая рабочие места в тех местах, где системообразующие предприятия в силу погони за своей капитализацией, увольняют у большом количестве людей.В Министерстве разработана методика определения индикативных цен, в частности, на молоко, мясо, яйца, сахар, зерно, которые должны стать базой для соглашений, которые заключают между собой производители и переработчики сельхозпродукции. В ближайшее время Министерство внесет изменения в постановление Правительства, предусматривающие субсидирование государством пролонгированных инвестиционных кредитов для АПК. У нас сегодня действует огромное количество комиссий по созданию непроизводственных кооперативов. До 10 марта регионы должны будут подать свои заявки. Выделены на это достаточно большие средства. Также сегодня мы участвуем в работе по закону "О торговле", чтобы определить правила игры для сетей и дать возможность нашим отечественным производителям заместить нишу, которую раньше занимал нижний сегмент среднего класса товаров. И, конечно же, создание колхозных рынков. И позиция Министра, и ситуация, при которой они обсудили с руководителем по безопасности, чтобы как можно короче сделать дорогу от производителя до непосредственно потребителя через эти колхозные рынки, чтобы дать возможность людям формировать свой бюджет и рынок сбыта, который ориентирован не на перекупщика, а непосредственно на людей, которые платят за это живые деньги. Очень хотел бы ваши вопросы собрать, и каким-то образом их обобщая, пускать в жизнь, чтобы не затягивать это на длинное время.

Кузнецов Евгений Николаевич, председатель Совета Центросоюза РФ: Хотел бы завершить тему обсуждения и ещё поговорить о вопросах занятости в столь сложное для нас время и о участии системы потребкооперации в разрешении данной проблемы . Если говорить о продовольственной безопасности, то, если вспомнить советское время, наша система играла в этом отношении ключевую роль. Целый ряд объективных и субъективных причин - последнее время мы не являемся активными участниками данного процесса. Организации потребкооперации отнесены к посредникам, и не имеют права участвовать в тендерах на поставку продуктов для государственных нужд. И я так понимаю, пришло, наверное, уже то время, когда без разницы, кто это будет делать: напрямую сельскохозяйственный товаропроизводитель, или организация, инфраструктурно обслуживающая сельскохозяйственного товаропроизводителя. У нас не все сельхозтоваропроизводители готовы сами производить, сами хранить, сами заниматься транспортировкой, сами продавать. Это может - идеальная форма - сельскохозяйственный потребительский кооператив. Кто всё-таки хочет заниматься только производством - здесь мы могли бы сельскохозяйственному товаропроизводителю помочь. Большая проблема в том, что на сегодняшний день мы закупаем ровно столько продукции, сколько можем сами переработать или продать через собственную розницу. Или реализовать через свой общепит, хотя исторически мы закупали намного больше. У нас существует проблема дальнейшего сбыта, потому что крупные производители, которые являлись потребителями данной продукции, перешли на импорт. Я понимаю, что есть в определённой степени замкнутый круг. Мы на сегодняшний день не можем полностью себя обеспечить продовольствием и прибегаем к импорту. Но пока не будет гарантированного сбыта, личные и подсобные хозяйства не будут данную продукцию выращивать . Мы готовы и с органами государственной власти, и местными органами, и партией предложить проект, когда мы бы занялись поставкой в личные подсобные хозяйства и молодняка, и соответствующие корма поставляли бы, и гарантировали то, что мы выращенный скот будем закупать. Если бы у нас был решён вопрос гарантированного дальнейшего сбыта. Я понимаю, что кооперативная организация - она к этому готова.
Также большие резервы у нас в том, чтобы активнее заниматься заготовками дикороса.. Тех же грибов, которые растут во Владимирской области. К сожалению, пока наша система, которая активно этим занималась раньше, в последние годы упустила свои возможности. Но мы неоднократно разговаривали и с этого года собираемся сделать серьёзный прорыв, тем более проблема какая ещё была: проблема, что реально не было сборщиков. Народ не хотел идти в лес и собирать и сдавать грибы. Проще было проехать 100 км и найти более высокооплачиваемую работу где-то в столице и Подмосковье. Сейчас ситуация несколько изменилась, и , я думаю сейчас желающих идти в лес и заниматься сбором дикоросов и ежедневно получать за это деньги - определённая группа населения будет. Также у нас есть возможности переподготовки кадров . Увеличение в кооперативную работу и в аграрную сферу. У нас Владимирский кооперативный техникум известен не только в пределах Владимирской области, но также в других регионах Российского университета кооперации
Как ещё можно бороться с ростом цен? Организация ярмарок выходного дня показала эффективность уже во многих регионах . Здесь, я думаю, потребкооперация могла бы стать организатором проведения таких мероприятий, когда товаропроизводитель получает бесплатные выходные дни для торговли своей продукцией. Как показывает практика в Московской области и других регионах, цены на 20-30 % ниже чем в магазинах, и у населения такие формы очень востребованы. Вот по эти направлениям мы готовы всячески работать.

Горшков А.А, депутат Законодательного Собрания, генеральный директор СПК племзавод "Стародворский":Мы, аграрии, сегодня к вам обращаемся с такой просьбой, я думаю, вы должны понимать, что сегодня у нас в таком положении всё сельское хозяйство. Если в ближайшие полгода-год не принять конкретные меры, то сельское хозяйство, даже крупные предприятия, свернут своё производство. Не случайно сегодня сказал, что имея 10 тыс крупного рогатого скота, 4 тыс дойного стада, сегодня уже нецелесообразно заниматься молочным производством. Я не говорю уже о зерне, убыток которого по прошлому году составил -100%, мяса, -47%, молока рентабельность сегодня составляет около15% . Если в ближайшее время тенденция будет такая, то есть, у нас сегодня проблема в том, что закупочные цены на протяжении последних 4х месяцев с каждым месяцем всё уменьшаются и уменьшаются, и за 4 месяца закупочные цены у нас, аграриев, снизились на 35-40%. Только непонятно, почему сегодня цены на нашу продукцию с каждым месяцем повышаются на прилавках магазинов. Я бы попросил вас, две недели назад на совете при Губернаторе мы говорили, что нужно принять конкретные меры, но понадобится антимонопольный комитет, само собой, и вообще контроль за этими структурами. Мы уже говорили, что переработка и торговля уже необузданно завышает цены. Если сегодня на энергоносители цены увеличились на 27%, то у них уже как будто бы на 60-70% увеличились. Далее: сегодня есть проект федерального закона, который начал работать над этим законом в прошлом году, в марте месяце, это по земле . Пункт 4 , статья 79 Земельного кодекса, где было сказано что племзаводы, репродукторы и генофонды должны относиться к особо ценным и продуктивным сельскохозяйственным угодьям. Это говорит о том, что наши земли в этих хозяйствах не имеет права никто выкупить без ведома сельхозпредприятий. Но если в дальнейшем не будет сегодня принят этот закон, только в марте прошлого года был вынесен проект, и мы думали сегодня "а воз и ныне там", если в ближайшее время не будет решаться, то племзаводы - сегодня основа из основ нашей РФ по животноводству - мы сегодня завозим скот. Можно сказать, все отходы из-за границы, когда сегодня можем обеспечить собственным скотом. Если не будет закон принят в ближайшее время, то сельхозпредприятия племзаводов, генофондов - эти земли будут также скуплены. Я бы попросил вас сегодня, хотя В.В. Путин сказал в ноябре, что, вроде бы это нереально пока продлить кредиты, которые брали в 2006-2007 году по Национальному проекту. Вроде бы вопрос решался на уровне министерств, на уровне государства, их продлили до 15 лет. Сегодня вы видите, какое финансовое положение у наших сельхозпредприятий. И нам бы сегодня нужно это продлить с 8 лет до 15, потому что уже прошло 3 года, скоро придётся возвращать эти кредиты, но цены на нашу продукцию упали, мы их заложили в бизнес-план не 17 рублей. Я думаю, что диспаритет цен будет меняться в нашу пользу, но сегодня на нашу продукцию цены падают, поэтому бизнес-план просто не соответствует той действительности. Убедительно вас попросил бы решить это в ближайшее время. Также хотелось бы сегодня попросить вас на уровне Государственной Думы принять такой федеральный закон: мы в последнее время стали покупать импортную технику, потому что это техника более производительная. И нам сегодня возмещались ставки рефинансирования 1/3 и 2/3 , но сегодня, с этого года, говорят что на импортную технику это не будет делаться, только на нашу технику, которая произведена у нас в России. Это действительно не так, потому что сегодня люди, поработав на импортной технике, больше никогда не пойдут работать на "Беларуси". И для нас сегодня, вы знаете, на селе кадровый голод и за счёт этой производительной техники мы сегодня действительно не сокращаем то производство, которое имеем. Далее, я бы хотел попросить вас порешать на уровне, принять федеральный закон, это дотация на молоко, и также обязать сегодня, как это делается, софинансирование из областного бюджета. Я не буду называть в рублях, это будет вам виднее, но если вы примете этот закон хотя бы , наш бюджет субъекта заставить делать софинансирование как на удобрения, гербициды на ГСМ, тоже ставку рефинансирования. Я думаю, новая власть , которая придёт в ЗС 1 марта, они более эффективно подойдут к решению проблем аграрного сектора, и те деньги, которые были заморожены 25м Приложением, это по известкованию, и дотации давали мизерные, самые низкие в ЦФО - 13,5 копеек. Хотя сегодня сказали, что бюджет Рязанской области и Владимирской одинаковый. Но там дают 2 рубля, а у нас 15,5 копеек, то сняли на последнем ЗС 25ое Приложение. Также хотел бы обратить внимание, как могли вы принять 88- ФЗ - технический регламент на молочную продукцию. Это вы просто нас, аграрников, загнали в кабалу. По таким параметрам, по качеству молока, мы не можем давать молоко. И сегодня вы открыли ещё одну дыру для переработчиков , потому что таких стандартов, таких регламентов, наверное, и в Европе-то нет! Ну как это можно! Вы знаете, Москва не сразу строилась, и мы к этому придём, но у них уже отработано десятилетиями. Я не понимаю, как могли принять этот регламент. И не случайно хотел бы сразу сказать такой вопрос: вы приняли регламент 20 декабря по молочному напитку. Сколько бы я и ходил в городе, что-то там этого напитка нет, как будто сухое молоко куда-то спрятали и его не перерабатывают. Но сегодня время истекает, дан определённый срок - 6 мес. И дальше продолжать безобразничать с переработкой, используя сухое молоко как цельное молоко. Ни в одном магазине, нет а уже прошло 2, 5 мес .
Но ещё бы , я думаю сегодня нужно заняться на уровне государства по программе "Социальное развитие села". Всё бы хорошо, она начинала работать, в нашем хозяйстве стали строить коттеджи. Но деньги предприятие вложило, просто думали, хотя бы введём эти коттеджи, получим, но денег в бюджете нет, федеральные деньги поступили, но из областного бюджета пока ещё денег нет. А уже прошло 4 месяца, мы собственные средства затратили. Ну что это за программа "Социальное развитие села", я не понимаю. Хотели в этом году ещё 15 коттеджей строить, считаю, что если по такому принципу мы будем расплачиваться, то это не программа развития АПК. И ещё один вопрос, сегодня по энергоносителям. Сегодня у нас Владимирская область ни в какие ворота не лезет, электроэнергия стала стоить 3,5 за кВт. Платят сегодня 1, 7р, а сельхозпредприятия - самые богатые люди- платят 3.5. Ну как это так можно? Увеличение вместо 27% произошло на 45% . Здесь тоже нужно навести порядок. Мы обращались, письмо писали по ценам на энергоносители, но ответ: всё достаточно объективно я думаю, сегодня нужно порядок наводить в этом деле, и если сегодня и в дальнейшем будет такой диспаритет цен, то просто-напросто сельское хозяйство не выживет в этих условиях. Сегодня нужда заставит закрывать свои промышленные предприятия

Денисов В.П., Председатель Комитета ГД по аграрным вопросам:Хочу обратить внимание, что позиция "Единой России" состоит в том, чтобы не только не заморозить всё, что связано с ценовой политикой на энергоносители, но и пересчитать по уровню прошлого года и вернуть. У нас проводились региональные недели, и каждый в своём регионе делал анализ того, как местные власти будут решать эту тему. Не очень многие губернаторы и мэры городов спешат сейчас пересчитать и вернуть населению незаконно взятые деньги за электроэнергию. Технический регламент на молоко: можно было бы 3 часа только по этому вопросу говорить Скажу коротко: переработчики молока потратили массу денег и нанесли массированный удар по этому закону, просто бываю в разных аудиториях и чувствую, что статейки, которые они заказали за деньги, даже сельхозтоваропроизводителям немножко мозги затуманили. Что касается технологических ошибок, которые есть в законе, то , о чём вы сейчас говорили, особенно по качественным параметрам. Сейчас Союз производителей молока вместе с Минсельхозом готовят поправки к этому закону. Я их пока не видел, но, говорят, они вот-вот будут готовы. Хайрулин, мой первый заместитель в Комитете, он же возглавляет этот Союз производителей молока, каждый день мне говорит, что вот скоро внесём уже, подготовим. Как только этот документ появится, я первый - я этот закон вносил - пойду на трибуну докладывать, чтоб сразу в трёх чтениях приняли. По поводу молочного напитка: есть документ, который подписал Г.Г. Онищенко и Роспотребнадзор, в котором разрешили субъекту федерации реализовать то, что на складах лежит, чтоб под трактор не пускать. Вот сколько оно затянется - я не знаю. Буквально 4 дня назад в Рязани В.А. Зубков проводил совещание как раз по вступлению в силу 88-ФЗ, сидел Онищенко и было чётко сказано: это игрушка опасная - продлевать с помощью ручного управления. Я сам в Рязани первый раз увидел, когда напечатали на маленьком скромном заводике "молочный напиток", и в Рязанской области реализуется. А вот "крупняк" : Вимм-Билль-Данн, Данон - они больше всего носились по разным кабинетам. Это правильный закон, но он болезненно воспринимается во всех сегментах производства молока. И закон о торговле если бы появился вовремя, он бы сгладил эти болезненные явления, которые вы сегодня испытываете
По поводу техники в рамках лизинговых программ. Да, кризис подтолкнул к жёсткому решению и приоритет отдан отечественному сельхозмашиностроению. Вы знаете, Председатель Правительства был в Ростове-на-Дону, и там, на Россельмаше, это решение было принято. Сейчас мы тоже участвуем, хотя это не наше дело, подготовили перечень машин и оборудования, которые невозможно произвести у нас в ближайшее время, всё равно мы должны это по лизинговым операциям импортной техники закупать. И меня очень беспокоит тема: производят в Брянской области белорусские трактора. И этот завод может не попасть. Не все ещё накопили денег.
Кредиты до 15 лет - есть такая тема и идёт очень жёсткий сейчас разговор с Центробанкои и Кудриным.
Земельный кодекс 79 статья: послезавтра первое чтение этого закона.
Чёткие механизмы господдержки: можно долго на эту тему говорить, но вы знаете, что у нас прямых дотаций нет вообще, мы возвращаем сельхозтоваропроизводителям часть издержек за счёт повышения цен на ГСМ, на минеральные удобрения. Считаю, это шаг какой-то к победе, потому что Правительство два года как признало, что оно не в состоянии эффективно заниматься антимонопольным регулированием.

Горшков А.А, депутат Законодательного Собрания, генеральный директор СПК племзавод "Стародворский":Эти деньги получили сегодня, вы знаете, птицефабрики и крупные свинокомплексы, а не сельхозпредприятия рядовые. Да там денег-то не очень уж много.

Денисов В.П., Председатель Комитета ГД по аграрным вопросам: Надо думать, но принцип такой: дотаций каких-то как таковых не будет, а вот через более гибкую банковскую схему и погашение процентной ставки это может решаться.
И последнее - дотации на федеральном уровне по молоку. К сожалению, не получится. А вот то, что вы сами сказали - в Тверской и Рязанской области - я своими глазам видел - 2 р на литр это по сравнению с 13 копейками во Владимирской области это существенная помощь. Но здесь вот сидят нынешние депутаты, будущие депутаты - что называется, флаг в руки. Надо решать.

Конышев Алексей Владимирович, глава Юрьев-Польского района: В ситуации кризиса во многом не хватает достоверной информации, и некоторые заявления, которые мы слышим от ответственных лиц с экранов телевизиров, они вызывают иногда недоумение, иногда возмущение. Кто-то говорит о том, что государство делает интервенцию на зерновом рынке. Чтобы снять все вопросы в этом плане, у нас даже один фермер написал письмо Министру сельского хозяйства с просьбой : скажите, экономисты, кто ж покупает по 5 рублей сегодня зерно? Кто реально продал государству это зерно из тех сельхозпредприятий, которые есть у нас в России? Чтобы снять все вопросы, можно было нам показать, тех кто работает в сельском хозяйстве. Это было бы абсолютно разумно, и сняло бы напряжение.
Юрьев-Польский - ведущий сельхозрайон Владимирской области, мы производим где-то 25% сельхозпродукции всей области. Что касается цен на молоко: безусловно, каждому сельхозпроизводителю хочется, чтобы его продукт покупали, чтобы покупали по хорошим ценам, чтобы хватало денег на всё. Ну вот меньше всего хотелось бы, чтобы решения принимались на волне эмоций. Сейчас было сказано: в России 10-18% составляют в цене молока сельхозпроизводители. Я знаю, что им очень тяжело живётся, без помощи они не выживут. 24 рубля стоит пакет молока в мягкой упаковке. 11 рублей с НДС хозяйство сдаёт молоко в среднем на молокозавод. 46% в цене молока составляет цена сельхозпроизводителя. Это мало, безусловно мало. Для сравнения: в Германии 9 рублей литр стоит сегодня - сельхозпроизводители сдают молоко. Я не знаю, я не изучал себестоимость. Я знаю, что для селян при их сегодняшних технологиях, которые далеки от западных, цена низкая. Но для переработки я тоже не знаю. Зависит от того, какой завод, какие кредиты взяты - валютные или рублёвые. Для предприятий торговли - то же самое. Нужно разобраться детально и опять же публично опубликовать: где на чём экономить. Сейчас говорится: давайте заморозим цены на коммунальные услуги, на энергоносители. Вопрос только в том, кто заплатит тем, кто эти услуги производит. Ведь у них газ дешевле не станет и все остальные издержки. Здесь грамотный подход должен быть, взвешенный, чтобы не оказалось так, что молоко некому будет перерабатывать. Я уже слышал, что в Рязани якобы есть молочный напиток. Привезти и показать. Надеюсь, что это будет работать, хотя надежды мало.
Одна большая проблема, которая волнует все хозяйства : каждый год субсидии, которые положены сельхозпредприятия на оплату процентов в банке, получаются в лучшем случае в конце марта - апреле. Первый квартал просто выпадает . Вот по нашему району порядка 150 млн рублей , у нас 1,300 млрд закредитованных хозяйств при объёме годовой реализации 1,1 млрд. 150 млн рублей платит хозяйство проценты по кредитам, оно их получит не знаю когда, потому что до сих пор никто не знает, какой же будет процент, какие будут условия софинансирования так называемых субсидий. Конечно, можно сейчас всё на кризис списать, неужели в оперативном порядке нельзя принять решения на уровне, на котором они должны приниматься, чтоб эти субсидии быстрее возвращались хозяйствам? Они не просто встанут, потом пойдёт просто безысходность, которая приведёт к остановке предприятий. Урезанию скота и потом восстанавливать ихх будет практически невозможно. Цены на ГСМ стали расти, удобрения, после того как было принято решение о снижении таможенной пошлины , на 50%, а может ещё больше, они стали расти.
Что касается жизни на селе. Жизнь на селе - дорогое удовольствие. Тарифы на жКХ - они по определению всегда будут дороже. Потому что 100 м трубы водопроводной, например, в городе питает тысячу квартир, в селе питает 10 домов. И никуда от этого не денешься, это будет в любом случае дорого. Дома достаточно дорогие. Мы используем все средства, чтобы выплачивать жилищную субсидию. Из 360 квартир обратились ко мне за помощью из тех, кому нечем платить за услуги ЖКХ из тех, кому субсидии не положены, обратился 101 человек. Безусловно, мы сможем помочь. Но жизнь в селе дорогая. Но то, что мы вручную оказываем каждому помощь - наверное, это не совсем правильно. Если политика государства в сторону села не будет обращена, то печальный прогноз.
Что касается налога на землю, у нас существует такой закон, Налоговый кодекс, по нему за используемые сельхозземли платится ставка налога 0,3 % от кадастровой стоимости, если земля не используется, то есть это категория прочих земель - 1,5% кадастровой стоимости. Мы его сейчас в районе у себя начинаем применять, первые акты, которые сельхознадзор составил уже отправили в прошлом квартале экспертам. Хотелось бы чтобы этот закон просто применим был налоговиками, и я думаю, что надо на федеральном уровне обратить внимание. Не нужен закон - он уже есть. Чтобы налоговики использовали акты Сельхознадзора на земли, которые заросли травой уже и начисляли ту ставку земельного налога, которая положена по Налоговому кодексу.
На мой взгляд 1,3 млрд - закредитованность, и порядка 75% - это длинные кредиты, которые взяли хозяйства на строительство нового комплекса, которые действительно дали толчок в экономике, и производительности, по всем показателям. Но срок 8 лет- ни в одной стране мира нет такого. 15 и более лет - наверное, вам по силам решить. Тем более, кредиты взяты в банках в Сберегательном, и в Россельхозбанке, банки с участием капитала государства, наверное, можно решить вопрос, чтобы уже сейчас объявить нормативный документ, который позволил бы бизнес-план составит на срок 15 и более лет. Это позволит дальше идти и развиваться, другим предприятиям позволит также двигаться вперёд, в противном случае их ждёт безусловное банкротство. Никто их не подберёт: у нас 17 тыс. Га земли в районе скупили так называемые риэлторы, которые себя позиционируют как риэлторы, на самом деле это жулики, которые купили непонятно для чего. У меня они были и говорят: что теперь с землёй делать? Вот такие инвесторы пришли в район. Больше им делать нечего. Кто раньше бывал, приезжали на фермы, смотрели, что там такое творится, и говорили: "Спасибо, что нам показал, прояснил. Мы в сельское хозяйство не пойдём". Такие руководители, которые там сегодня работают - они каким-то образом там могут работать, остальные ...Я сильно сомневаюсь, что это получится
Вот такие предложения, но первый вопрос, который помог бы селянам - это всё-таки продлить сроки кредитов и своевременно выплачивать субсдированный процент.

Ершова Наталья Ивановна, председатель СПК им. Ленина г. Собинка: кредиты выделяются, мы вступили в проект по строительству большущего комплекса. По телевидению, в газетах - везде пишут: поддержка сельского хозяйства, берите кредиты. У нас кредит уже взят, сейчас надо достроить комплекс, но мы не можем пользоваться кредитом. Почему? Потому что вся залоговая база просто обесценивается. Мы закладываем своё имущество, допустим, на 30 млн рублей - новейшее имущество. Тот же доильный зал. Применяется к нему 22 млн. - пример приведу. И к этим 22 млн 0, 75 коэффициент. Как дальше? Как брать кредиты и продолжать строительство? Колхоз достроил комплекс, 600 голов уже есть, доильный зал, родильное отделение. Нам, чтобы производительность увеличить, получить побольше молока, нужно построить вторую часть комплекса. А каким образом это сделать?
О тех же ценах на молоко: электроэнергия растёт, растут цены на ГСМ. Зимой были цены низкие. Зимой, нам, сельхозпроизводителям, нужно всего пять тонн солярки в месяц. Когда пргиходит пора, когда мы тратим от 70 до 100 тонн солярки, цены тоже растут. На удобрения вообще сказка: всю прошлую неделю занималась этим. Есть деньги, решили купить удобрения. Мы их просто не можем купить. Их просто нет. А цены растут каждый день. Каждый день по 50 рублей килограмм рос. Беспредел! Давайте вещи называть своими именами. Творится в сельском хозяйстве по отношению к нам, сельхозпроизводителям, настоящий беспредел. Молоко в магазинах и молочная продукция ни на копейку цены не снизились, у нас падает цена катастрофически. Задаём вопрос Губернатору, директору Департамента сельского хозяйства: что происходит? Никто нам на этот вопрос не может дать ответ. Подключайте тогда антимонопольную службу, пусть занимается этим вопросом. Нас нагло обдирают. Всё растёт - цены на молоко падают. Основное производство, все здесь сидящие. Молоко : 80% дохода мы имеем от молока. Высокопроизводительные хозяйства, у которых высокие надои - мы жить не можем. Если в прошлом году наш колхоз мог купить на свои деньги на 34 млн импортной техники с наших 160 млн заработанных, в этом году закрыли импорт. Да мы не можем купить в этом году , потому что закрыли импорт! Пошлины увеличили, сняли субсидии, предлагают покупать отечественную технику. Какую? Покажите мне хоть один трактор, один культиватор! Ну как это можно?
Снизили пошлины на минеральные удобрения. В прошлом году мы уже не могли удобрения купить, предоплату делаем 100%. Мы просто их не можем купить, их нет, они идут все за границу.
Я конечно, излишне эмоциональный человек, но эмоциональны те люди, кто действительно болеет за своё дело, зная, что за спиной у меня 180 людей. Мы никогда их не сократим, мы будем стараться платить зарплату. Но власть-то у нас есть? Если переработчик не может платить за молоко нужную цену нам, достойную цену, та, которая нам нужна, чтоб поддерживать рентабельность хоть какую-то, низшую, где ж тогда власть? Есть власти местные, есть власти областные, есть власти федеральные - никто не может дать ответ, почему цены на молоко падают. Ну а технический регламент - может, этот закон и неплохой, я считаю, и мои коллеги так же считают, но он введён несвоевременно. Давайте в одну кучу всё не валить: и кризис, и технический регламент ввели. Переработчик не готов к этому регламенту - а колхозник готов? Мне , например, интереснее работать, если молоко будет соответствовать евростандарту. Но поймите, мы сейчас не много можем вложить, чтобы молоко соответствовало евростандарту. Почему-то все в кризисе, а сельское хозяйство не в кризисе. Мы должны платить проценты. Нам государство обещало субсидировать процент на строительство, на покупку техники. Почему оно свои обязанности не выполняет?. Правильно сказал глава Юрьев-Польского района: почему нам (три месяца уже скоро будет) и дальше мы не знаем, будут ли нам субсидировать проценты по кредитам. Я ведь тоже как руководитель считаю свой бюджет - не только федералы принимают бюджеты. Мы тоже свои бюджеты принимаем, мы считаем свои деньги. Откуда я должна взять 2,5 млн? Да если б мне не гарантировали субсидии, возможно, колхоз и не пошёл бы на строительство комплекса. Понимаете, мы вот сидим сейчас, все тут шушукаемся, и все киваем головой. Мои коллеги подготовили письмо с нашими подписями, и вот эти вопросы надо срочно решать. И не говорить : сельское хозяйство - чёрная дыра, они не могут накормить Россию. Да можем мы, я везде выступаю и говорю : " Не надо нам дотаций, не надо нам ничего! Дайте нам нормальные цены на нашу продукцию!" Производительность труда, вот например, в нашем колхозе, у нас увеличилась в 4 раза! За 15 лет в 4 раза! Найдите в Европе такое хозяйство, а мы не можем концы с концами свести. Дайте нам возможность работать и заработать, ничего нам от вас не надо: ни дотаций, ни субсидий - ничего не надо! Дайте нам возможность зарабатывать. Сейчас кризис везде -помогайте. Мы пропадаем, мы гибнем, понимаете? Гибнут наши люди. Помогите нам! Прозвучала такая цифра: 6трлн рублей. Где они? Россельхозбанку кинули. Вчера только звонила в Россельхлозбанк: выдаёте кредиты? Россельхозбанк, кстати, ещё осенью 2007 г. колхозу им. Ленина не дал кредит на строительство комплекса животноводческого по национальному проекту, по сельскохозяйственной федеральной программе . Он уже тогда не дал кредит Сейчас бросили туда деньги, спрашиваю :
- Вы сейчас кредитуете?
- Да вы что, Наталья Ивановна? Нет!
- Ну пролонгируйте тогда кредит, который мы у вас в 2006 г взяли на технику.
- Но мы процент вам увеличим до 17%.
А по телевизору, в газетах, - везде - ну совершенно другие вещи звучат! Ну кому же тогда верить , куда нам идти? Кому от этого плохо, что мы больше молока, больше мяса производим? Да мы и произвели зерна много в стране. Одна из причин - то, что на наших полях работала высокопроизводительная техника, импортная техника. Ну что за решения принимаются? Мы часто очень собираемся, мы создали у нас в области Молочный союз, очень часто собираемся, потому что нам плохо. Знаете, некоторые решения просто в голове не укладываются. Решения и нашей местной власти, и решения федеральных властей. Я считаю, ситуации в сельском хозяйстве никто не знает. А хотите, чтобы люди ели нашу продукцию - нашу хорошую отечественную продукцию. Да накормим мы, накормим, только дайте возможность накормить-то.

Шабаев Виктор Викторович, ОАО Владсельхозхимия:Вот сейчас Наталья Ивановна затронула тему поставки минеральных удобрений. Вот я приготовил график по цене на минеральные удобрения. Цена на минеральные удобрения, поставляемые во Владимирскую область, в ноябре была 4 250 рублей, сегодня 6760 рублей. Рост - 59%. Вопрос: откуда и почему такие цены? Вот соглашение о взаимодействии с целью удовлетворения потребностей сельхозтоваропроизводителей АПК РФ в минеральных удобрениях. Подписано Селезнёвым Д.С. и Агропромышленным союзом России, где прописаны цены. Так вот, в этом соглашении , заводы работают по этому соглашению, которое подписано не во Владимирской области, а в Москве, в Минсельхозе. Окончательная цена аммиачной селитры до 1 мая текущего года будет 7600 рублей. А не то, что ещё сегодня Наталья Ивановна знает. Вот я , пожалуйста, в президиум передам. Но поскольку вопрос стоит шире, одно дело - провести весенне-полевые работы, поставка минеральных удобрений, защита растений, ГСМ, а у нас вопрос стоит шире : как выжить селу. Почему сегодня все говорят: давайте считать прибыль молокозавода. А почему мы сегодня не считает прибыль банков? Если в любой стране банковские кредиты даются под 3-5%, а у нас сегодня 18%, плюс маржа 20%, никто с банкирами разговаривать не хочет. Все считают, что так и должно быть. Второй момент: на сегодняшний день основной закон , который принимается по селу, это контроль использования плодородия земли. Мы сегодня говорим: давайте купим новый трактор, мы сегодня разорили деревню, у нас даже нет кадров, кого бы на этот трактор посадить. Но с землёй-то. Кто спросит, если земля не работает. Плодородие земли - 1 см надо 100 лет. Мы точно так же можем потерять землю. На сегодняшний день суздальская земля : естественное плодородие - 13 ц с Га. Здесь люди получают по 60. Если мы в неё не будем вкладывать, поверьте, мы вернёмся к 13 ц. И обсуждать за этим круглым столом - можно много говорить, но мало делать. Пример: в России существует программа плодородия. Пусть Государственная Дума наполнит эту программу деньгами. Чтобы у нас деньги для селян были на известкование почв. То что говорит Наталья Ивановна - хлористый калий, мы его поставляли за 1000 р 4 г назад. Но как только прошла капитализация "Уралкалия", прошлый год мы с вами, Наталья Ивановна, хлористый калий не могли за 13 тыс купить. Сегодня в постановлении, подписанном Минсельхозом, 1000 р. Ну покажите мне, где его можно за 300 р купить, мы с удовольствием поставим его Наталье Ивановне. Поэтому мы, сельхозтоваропроизводители, потребкооперации, Владсельхозхимия - мы живём во Владимирской области, и мы плывём в одной лодке и выживаем вместе. Мы ничего тут друг с другом не делим, а работаем в прозрачных границах. И то, что нам сегодня приходится биться, а федерация говорит, что мы не шевелим пальцем - я всё-таки сказал бы, что это вам надо пальцем шевелить.

Денисов В.П., Председатель Комитета ГД по аграрным вопросам:Мы-то с вами собрались для того, чтобы найти хотя бы 2-3 зёрнышка, чисто владимирских, чтобы они проросли в позитив. Я с удовольствием возьму документы, это для меня фактура для того, чтобы говорить с Гордеевым, с Кудриным и тд., к В.А. Зубкову на этой неделе пойду. Но только я прошу, давайте вернёмся к профессиональному разговору. Я понимаю, я новый человек, свежий приехал. Я готов громоотводом поработать здесь, выслушать. Выплесните отрицательную энергию. Лучше-то от этого не будет. Давайте говорить тихо, профессионально, аргументированно.

Ершова Наталья Ивановна, председатель СПК им. Ленина г. Собинка:это получается, я тут как базарная баба выступала? Нужно тогда вставать и уходить, раз не хотите слышать. Тихо-спокойно мы не можем сидеть.

Денисов В.П., Председатель Комитета ГД по аграрным вопросам: ну, я думаю, это тоже не позиция.

Ершова Наталья Ивановна, председатель СПК им. Ленина г. Собинка:я не могу тихо-спокойно говорить, вот Вера Арсеньевна, хорошо ещё она не выступает, она бы вам ещё громче сказал. Она тоже начальник. Уже дошло до чего: мы пашем, и мы не можем платить людям достойную зарплату. Надои 8 тыс на корову. Сколько ещё доить? Обещали когда-то: будем 5 тыс доить - мы жить-то как будем! А сейчас 8 доим - не можем концы с концами. 10 - мы опять концы с концами не сведём. И если "Единая Россия" взяла на себя такую ответственность, быть опорой, честью, совестью и умом нашей эпохи - так извольте и отвечать. Вот мы так эмоционально и разговариваем! А вот таким : тишь да гладь, да божья благодать - мы уже не можем дальше. Мы у Губернатора были, мы везде были, дошли до Государственной Думы. Уж вы не обижайтесь на нас, выслушайте нас. И наше письмо в дальний угол не кладите, а обсудите в Государственной Думе.

Монастырский С.В., председатель СПК "Шихобалово": в нацпроект сегодня вошли, как правило, все без исключения сильные хозяйства. Не только в области, но и по всей России. Потому что слабым хозяйствам было не до этого. Наше хозяйство по валовому производству продукции сегодня второе в области . В марте у меня уже были задержки зарплаты. На сегодня две проблемы: это кредитование. 8 лет окупаемость проекта. Это невозможно. Там два года отсрочки и получается чистая окупаемость 6 лет. Это нереально. Даже если будем доить 10 тыс литров, мы не покроем тех издержек, которые нам заложило государство по этой схеме. Сейчас берём кредиты. Понимаю, когда краткосрочные кредиты выдаются под 20% - это поднатужиться и можно отдать. Но когда идут инвестиционные кредиты в 20 с лишним % - это ни в какие ворота не лезет. Не должно быть такого. И третий момент: давайте не забывать всё-таки, что сельское хозяйство работает с огромными рисками. Мы вот берём все средства и закладываем. А по большому счёту, мы очень сильно зависим. Мы вот сегодня хотели, допустим , надоить 8 тыс, но сегодня область упадёт в молоке процентов на 30. А почему? Нет нормальных, хороших кормов сегодня. Прошлое лето - одни дожди. Да, мы бы хотели. Но надо это тоже понимать.

Костин Николай Васильевич. Директор СКП "Нива", Суздальский район : Я работаю с "Даноном" по евросорту уже на протяжении двух лет. Но, по сравнению с зимним периодом прошлого года, цена молоко для моего хозяйства упало почти на 4 рубля. Причём я с представителем "Данона" по Владимирской области встречаюсь, регулярно с ним разговариваю, вы на свою продукцию, отпускную продукцию с завода не снизили на копейку, а мы опустили на 3,5 рубля. Конечно душат, Наталья Ивановна права. Я уже с февраля заявляю, что зарплату придётся задерживать, хотя мы доим 6900 на корову. Я считаю, что это работа антимонопольного Комитета. Второй момент - проценты по кредитам. Реально процент по кредитам в Россельхозбанке сейчас составляет 19%. 1 % - это окрытие кредитной линии по краткосрочной, и 3,5 % как минимум - страхование залогового имущества. 23, 5% получаем реальный кредит на село. Это при нашем кризисе. Ещё один момент, вот такой вопрос. Мы в прошлом году реконструировали двор, взяли минимальную сумму - 5 млн кредитов. Сделали всё, но у нас нет лицензии, потому что с 2006 года - то ли будет лицензия, то ли не будет, то ли их отменят, то ли не отменят. Мы её не продлили. Сделали таким способом двор за 5 млн. Я субсидию на 5 млн не получу. Потому что у меня нет лицензии на строительство. Хотя я сэкономил огромные деньги.

Дмитрий Савельев, председатель Комиссии по взаимодействию со Счётной палатой Комитета Госдумы по бюджету и налогам, председатель Координационного совета ЦСКП в ЦФО:Сегодня важно говорить о государственном регулировании вопросов развития АПК и продовольственной безопасности. Ведь эта проблема требует необходимости повышения эффективности антикризисного управления экономикой в целом как на региональном, так и - федеральном уровнях. Государство сегодня должно строже начинать регулировать экономику в нашей стране. И кроме государственной власти, как федеральной, так и региональной, никто навести порядок в экономике не сможет. ... Сегодня цены на молоко, на муку и зерно душат производителя, а переработчики и торговые посредники пытаются опять снизить. Вот в чём проблема. Правил игры не существует. Они есть, но они для устаревшей модели экономики, а для сегодняшней нету. И сегодня Государство в лице профильных министерств по отраслям должно эти правила прописать в ручном режиме и довести до каждого. Я подержу коллег по - поводу срочного принятия закона о торговле. Мы в ЦСКП в ЦФО эту проблему также будем ставить и продвигать ее решение. Спасибо!

Денисов В.П., Председатель Комитета ГД по аграрным вопросам: я не буду за Россельхозбанк давать какие-то ответы, я единственное, что сделаю - наберу Ю.В. Трушина, председателя Россельхозбанка и скажу, что во Владимирской области вроде как отсутствует информация по работе филиала. И пусть вас собирает отдельно, будете вести профессиональный разговор.
Поверьте, тоже родился не в Государственной Думе, а начал работать заведующим фермы. И я эти проблемы знаю не понаслышке. Я разделяю полностью эту боль. Ещё не всё сегодня было сказано, не все проблемы мы обсудили. Единственное, что хочу сказать, на федеральном уровне, как бы ни критиковали, у нас реальные подвижки есть в плане складывания по кусочкам этой государственной политики. Мы с вами 10 лет назад ещё к жуликам ходили деньги взаймы брали, наверное вы хорошо помните. Сейчас научились ходить в банк. Психологически себя настроили. Уже никто не пугает, долги не выколачивает. Мы много чего прошли вами за эти 10 лет. Единственное, что хотел бы пожелать единороссам владимирским и всем, кто имеет отношение к этому. Всё-таки команда должна быть, почётче надо высказывать свои мысли и пожёстче их ставить. Бюджет обрезает Губернатор - молчим. Я ведь тоже, прежде чем сюда ехать, кое-какие бумаги почитал по Владимирской области. Много резервов региональных есть неиспользованных. Надеюсь, что новое Законодательное Собрание ... Вот же сидит около вас депутат Законодательного Собрания. Вот они резервы-то! Давайте: он своё письмо, я своё. Давайте делать сообща.
Я всех благодарю за то, что выслушали. Спасибо.

16-02-2009
www.cscp.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован