01 апреля 2013
11469

Тенгиз Бегишвили: Россия и Грузия - совместное созидание на благо обеих государств!

Сегодня геополитическая и экономическая ситуация на постсоветском пространстве кардинальным образом изменилась. Россия активно ведёт самостоятельную внешнюю политику. Быстрыми темпами развиваются экономика, наука, укрепляются взаимовыгодные политические, экономические, культурные связи с постсоветскими государствами. На этом фоне отношения с Грузией оставляют желать лучшего.

С 26 августа 2008 года по инициативе Грузии дипломатические отношения между этими двумя странами прекращены. Экс-президент России Д.А. Медведев неоднократно заявлял, что Саакашвили является преступником, и в связи с этим он с ним отношения поддерживать не будет. Также следует отметить, что для России Саакашвили является персоной нон грата.
Исходя из выше изложенного, можно сказать, что межправительственные отношения между этими двумя странами находились в тупике.
Однако, в Грузии после победы на парламентских выборах коалиции "Грузинская мечта" Бидзины Иванишвили и его избрания премьер-министром страны обстановка сильно изменилась.
Новое правительство выступило с инициативой восстановления отношений с Россией, в частности, был назначен спецпредставитель премьер-министра по отношению с РФ. Этот пост занял Зураб Ираклиевич Абашидзе, посол Грузии в России в 2000-2004 годах.

Россия и Грузия впервые за долгое время возобновили диалог. В Женеве и Праге уже неоднократно встречались, заместитель министра иностранных дел РФ Карасин Г.Б. и спецпредставитель премьер-министра Грузии Абашидзе З.И.

В основе сотрудничества России и Грузии лежит, экономика. Возможны уступки новому правительству Грузии. В частности, восстановления поставок сельскохозяйственной продукции. Кроме того, Москва готова рассмотреть вопрос о восстановлении регулярного авиасообщения с Грузией и т.д.
Таким образом, после 2008 года возобновлен прямой диалог с Российской Федерацией без всяких предварительных условий.

Это первая попытка в жестких условиях отношений ответить на многие вопросы истории, а главное дать ответ, по какому пути пойдут в ближайшем будущем народы России и Грузии - по пути конфронтации или совместного созидания на благо обеих государств.

Теперь рассмотрим, каким образом и кто может содействовать национальным интересам России и Грузии.

Национальные интересы России:

Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства: в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.

Национальные интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа.

Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Национальные интересы России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами - участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.

Национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленных законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации.

Национальные интересы России в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды.

Важнейшими составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время - от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Российская Федерация намерена решительно и твердо обеспечивать свою национальную безопасность. Созданные правовые демократические институты, сложившаяся структура органов государственной власти Российской Федерации, широкое участие политических партий и общественных объединений в реализации Концепции национальной безопасности Российской Федерации - залог динамичного развития России в XXI веке.

Государственная и национальная безопасность - это многогранное явление, которое должно рассматриваться: во-первых, как часть общего явления безопасности, являющегося неотъемлемым условием существования личности, общества и государства и позволяющего сохранять накопленные ценности; во-вторых, в рамках всей совокупности входящих в многонациональное государство - Российскую Федерацию - наций и национальных групп. При обеспечении национальной безопасности необходимо рассматривать сложную многоуровневую функциональную систему национальной безопасности, состоящую из совокупности взаимосвязанных развивающихся систем: национальные интересы; угрозы национальным интересам; система обеспечения национальной безопасности.

В целях совершенствования законодательства в области обеспечения национальной безопасности необходимо сформировать гибкую правовую систему, адекватно реагирующую на происходящие экономические и социально-политические изменения, обеспечивающую необходимый уровень национальной безопасности.

Национальные интересы Грузии:

Национальными интересами Грузии являются: обеспечение суверенитета и территориальной целостности; национальной безопасности; укрепление национального единства и гражданского согласия; европейская и евроатлантическая интеграция, НАТО; обеспечение устойчивого экономического развития; энергетической безопасности; региональной стабильности; укрепление транзитной функции страны; обеспечение экологической безопасности страны и региона; национальной и культурной самобытности; укрепление безопасности информационного пространства Грузии и обеспечение демографической безопасности.

В части территориальной целостности: Грузия должна путем использования всех имеющихся у нее справедливых и мирных средств восстановить и сохранить территориальную целостность и обеспечить защиту границ страны, признанных на международном уровне.

С экономической точки зрения для устойчивого развития, власти Грузии должны обеспечивать создание соответствующих условий и минимальное вмешательство государства в функционировании экономики.
Новым национальным интересом Грузии является обеспечение демографической безопасности, в том числе путем содействия увеличению рождаемости и возвращению в Грузии проживающих за границей соотечественников.
Интеграция в НАТО и ЕС на основании "твердой воли граждан Грузии" остается одним из важнейших направлений политики Грузии, и страна надеется, что этот процесс "будет зависеть от результатов осуществления реформ и третья сторона не сможет оказать влияния".

С точки зрения укрепления международных связей, выделяется США и Евросоюз:

С Соединенными Штатами Америки Грузия углубляет стратегическое партнерство в рамках Хартии, подписанной в январе 2009 года.

В плане многостороннего сотрудничества выделено сотрудничество с ООН, ОБСЕ и Советом Европы. "Усилия властей будут направлены... на возобновление Миссии ОБСЕ в Грузии".

Вот такими Национальными интересами апеллировал Режим Саакашвили и в итоге Грузию загнали в тупик. И у нового правительство Грузии под руководством Бидзины Иванишвили те же самые позиции, исключением является восстановление отношений с Россией.

Сегодняшняя правительство Грузии действительно стремится восстановить отношения с Россией и Россия не прочь найти общий язык с новым руководством Грузии. Это в основном касается экономических и торговых, культурных, гуманитарных и других отношений.

Однако есть вопросы и со стороны Грузии и, со стороны России, которые обязательно возникнут и могут привести Российско-грузинские отношения в тупик.

Этими вопросами являются:

Грузия - категорически не признаёт независимость Абхазии и Южной Осетии, стремится восстановить территориальную целостность Грузии;
Россия - категорически отказывается рассматривать вопрос отзыва признания независимости Абхазии и Южной Осетии;

Грузия - приоритетным является вступления Грузии в НАТО;

Россия - для России неприемлемо, что бы на южных рубежах России стояли бы войска НАТО;

Кроме того:
Абхазия - ставит вопрос перед Грузией о признании независимости Абхазии;
Южная Осетия - ставит вопрос перед Грузией о признании независимости Южной Осетии.

Время покажет, как будут развиваться отношения между России и Грузии.

Со своей стороны мне хотелось бы видеть Россию Великой державой, а Грузию единым государством и что бы между Россией и Грузией было бы созидание на благо обеих государств.

Генеральный директор
Института Исследований Конфликтных Ситуаций
Т.М. Бегишвили

01 апреля 2013 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован