03 июля 2006
1937

Тамаз Мчедлидзе: Стоматология России: западные ориентиры или свой путь развития

Когда возникает проблема с зубами, мы, по привычке, начинаем вспоминать о знакомом зубном враче или выбираем врача по рекомендации знакомых. В советской стоматологии это было абсолютно оправдано, потому что была одна школа и одна система. Везде были одни и те же отечественные технологии и материалы. Разница была только в руках врача.

На западе стоматология - это сформировавшаяся в конкурентных условиях индустрия с конкурентоспособными школами и системами обеспечения (инфраструктурами). И всё построено таким образом, что если врач успешно учился, то он будет обеспечен всем: современной клиникой, технологиями, инфраструктурой, вспомогательным квалифицированным персоналом. Поэтому на западе вполне обоснована ориентация на успешного врача.

А вот в современной России эти ориентиры работают не во всех случаях. Для России западная стоматология - это новый вид медицины и развивается по иным канонам.

В девяностых годах на наш рынок впервые попали западные стоматологические материалы. Они были настолько лучше отечественных, что даже применение отдельных её элементов давало несравненно лучшие результаты. По мере появления частных кабинетов начала появляться и конкуренция. Возникла необходимость освоения и более комплексного использования западных технологий. Это в свою очередь стимулировало самоинвестиции, и наиболее успешные кабинеты начали превращаться в маленькие клиники, но структурно отличающиеся от западных. Если западный стоматолог один имеет клинику на два-три кресла, то в наших клиниках на два-три кресла работают от 4 до 9 стоматологов, обеспечивающих двухсменный режим без выходных. Это вызвано стремлением максимально эффективно использовать, дорогостоящее для нас, западное оборудование.

Необходимость дальнейшего повышения конкурентоспособности в условиях отсутствия в России индустрии обеспечения современного стоматологического бизнеса, вынудили наиболее успешные клиники создавать собственные инфраструктуры (учебные центры, зуботехнические лаборатории, отделы снабжения и многое другое). Это путь превращения в крупные компании, и это ещё большее отличие от западных клиник. Преимущества очевидны: увеличение количества применяемых технологии, более эффективное использование рабочих мест, уменьшение затрат на технологии за счёт больших объёмов закупок. Но самым главным преимуществом является то, что в одной команде работает много специалистов по различным направлениям стоматологии, обеспеченные всеми условиями.

Сегодня крупные стоматологические компании России, работающие по современным технологиям, способны конкурировать с западными коллегами за счёт командного подхода к проблеме пациента и за счёт большего количества современных технологий, находящихся в одних руках, то есть за счёт более комплексного подхода. Один человек не способен на высоком уровне владеть всеми технологиями, и ни один, самый богатый, стоматолог мира не может иметь столько современных технологий, сколько может себе позволить крупная компания.

Что же касается успешности российского врача. Поскольку уровень его вузовского образования по объективным причинам ниже его западного коллеги, очень важно, в какой компании он работает, на сколько он обеспечен всем необходимым для совершенствования. От этого зависит вся его дальнейшая судьба. Поэтому в России очень важно выбирать в первую очередь клинику (компанию), а потом врача в ней.

Крупнейшие стоматологические компании России уже сегодня оказались способны создавать свои учебные центры. Процесс этот очень сложный, длительный и затратный. Но те компании, которые это уже сделали, обеспечили себе лидирующие позиции на рынке, и это свидетельствует о том, что такие компании нацелены на долговременное обеспечение качества предоставляемых услуг.

Данная тенденция свидетельствует так же о том, что в России есть необходимость создания своей школы современной стоматологии. В подтверждении вышеизложенного и в качестве примера можно привести Медицинскую Ассоциацию Меди - одну из крупнейших стоматологических структур России с развитой самодостаточной инфраструктурой, со своей собственной школой, философией и, наконец, единственным в России частным институтом современной стоматологии.

За последующие годы подрастут и другие компании. Все вместе они и сформируют школу современной российской стоматологии. Созданная в таких условиях, она будет конкурентоспособнее западных школ.

Что же будет происходить с теми частными кабинетами, которые не стали столь успешными и куда денутся государственные поликлиники?

Из-за того, что индустрия обеспечения стоматологического бизнеса в России значимо отличается от западного, условия работы и профессионализм частнопрактикующего российского стоматолога коренным образом отличаются от условии работы и профессионализма западного частнопрактикующего стоматолога. Наши частнопрактикующие врачи набираются опыта и знаний по принципу - "кто как может", тем не менее потребности непритязательных пациентов они удовлетворяют. А при такой низкой платежеспособности населения, таких пациентов всегда будет много, следовательно, таких врачей тоже.

Если врач после окончания института пошёл в государственную поликлинику, его ожидает примерно та же учесть в плане профессионального роста. Но приобретает конкурентное преимущество в другом; ведя по сути коммерческий приём в поликлинике и не платя налоги, государство бесплатно предоставляет ему средства производства, мало того, платит ещё зарплату. И всё это за счёт средств налогоплательщиков.

Уже сегодня сложилась ситуация, что при такой неравной конкуренции некоторые стоматологи на базе госполиклиники зарабатывают столько, что не видят смысла перехода на работу в коммерческие клиники.

Естественно такое положение дел тормозит развитие рыночных механизмов. В государстве, строящую рыночную экономику, такое не может долго продолжаться. Уже сегодня стоит вопрос о рыночных механизмах управления госполиклиниками. И государство будет вынуждено отказаться от их управления, так как они требуют больших вложений.

Не сложно понять, кто сможет выкупать рабочие места у государства. Это крупные стоматологические фирмы, так как только они имеют инфраструктуру обеспечения и систему рыночного управления столь специфическим видом бизнеса.

Кто от этого выиграет и что произойдёт с ценами? В первую очередь выиграет потребитель. Он получит медицинскую помощь в улучшенных условиях, так как в тех условиях, в которых сейчас находятся госполиклиники, санитарные и лицензионные службы не дадут работать коммерческим клиникам. С другой стороны, цены не смогут вырасти, так как платежеспособность населения очень низкая, и оно не сможет платить больше, чем платит сейчас. Бюджетные деньги на стоматологию государство вынуждено будет перенацелить на то, чтобы компенсировать затраты неимущему слою населения, а не содержать поликлиники, как сейчас это происходит. В то же время проиграют стоматологи госполиклиник. Их нынешний доход, во многом равный зарплате ведущих специалистов в области современной стоматологии, будет распределён на: затраты на амортизацию вложений, расходные материалы, налоги, прибыль собственника, зарплату обеспечивающего персонала, и, наконец, на их собственную зарплату. Так работает весь цивилизованный мир.


www.emedi.ru

03.07.2006
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован