05 августа 2006
2045

Тамаз Мчедлидзе:`Обреченный налогоплательщик`, `требовательный покупатель` или `менеджер, знающий и любящий свое дело`?

Такое понятие как отношение человека к чему-либо есть психологическое явление. Это касается и отношения людей к своему здоровью. При этом от того, как мы будем относиться к собственному здоровью, да и к любому другому делу, зависят их перспективы.

Как же настроена наша психология по отношению к здоровью? Что ожидает нас на этом пути?

15-летний опыт работы и руководства крупной медицинской системой, через которую за эти годы прошли более 200 тысяч высокопритязательных пациентов, позволил мне сделать интересные наблюдения. По отношению к своему здоровью я выделил три психологических типа людей. Условно, я назвал бы их "обреченные налогоплательщики", "требовательные покупатели" и "менеджеры, знающие и любящие свое дело".
"Обреченные налогоплательщики"

Люди с таким психологическим настроем обычно просто не обращают внимания на свое здоровье. Они ведут привычный - далеко не всегда правильный образ жизни. Скажем, привык человек читать лежа, или плотно ужинать перед тем, как лечь спать - и ничто - ни ухудшающееся от этого зрение, ни увеличивающийся в результате неправильного режима питания вес не заставят его отказаться от этой привычки.

В ответ на предупредительные сигналы, которые подает организм, эти люди думают, что так дает о себе знать возраст и что это - естественный процесс. Только когда им становится совсем плохо, и организм вовсю сигналит "SOS!!!", они обращаются к врачу. Медицину они воспринимают как своеобразный инструмент для борьбы с катастрофами. Однако, как только "катастрофа" миновала, эти люди торопятся вернуться к привычному образу жизни - то есть, к привычкам, благодаря которым они здоровье теряют. К походу к врачу такие люди относятся так же, как к уплате налогов. Откупились на время - и отправились восвояси. А тем временем проблемы накапливаются, и со временем становятся столь серьезными, что медицина может оказаться бессильной.
"Требовательные покупатели"

Эта категория людей считает, что здоровьем надо заниматься - то есть покупать его, они воспринимают здоровье как вещь. Такие люди посещают врача довольно часто, руководствуясь логикой: здоровье - вещь нужная. Чем оно дольше сохранится, тем лучше. Но при этом им не приходит в голову поддерживать достигнутый в результате лечения результат.

Конечно, врачи со своей стороны делают все, что можно, но если здоровье воспринимается как удачная покупка и на уровне сознания существует как бы "в отрыве" от пациента, оно не сможет долго оставаться крепким. Это не вещь и не предмет интерьера, который можно купить, поставить на определенное место, и забыть о нем. Поэтому при таком подходе - как и в первом случае - проблем со здоровьем не избежать.
"Менеджеры, знающие и любящие свое дело"

Люди этого психологического типа понимают, что здоровье - одушевленная субстанция, а не товар. Они воспринимают здоровье как ценность, которую надо беречь самому. Они знают, что здоровье - величина не постоянная. И относиться к нему надо так же как, например, к живым цветам, за которыми нужно постоянно ухаживать, вовремя поливать. Нельзя делать это от случая к случаю, иначе растения начнут увядать.Такой подход мотивирует людей формировать здоровый образ жизни - через систему правильного питания и поддержание хорошей физической формы, периодически проводить ревизию тех своих привычек, которые могут угрожать здоровью.

Эти люди воспринимают врачей не как команду спасателей, и не как продавцов услуг. Они обращаются к врачам как к специалистам, профессионалам в своей области, которые знают, что именно нужно сделать сейчас, чтобы оставаться здоровым и привлекательным внешне как можно дольше. Они ведут с врачом заинтересованный диалог, вместе с ним участвуют в разработке плана профилактики и лечения, прислушиваются к рекомендациям, которые им дают. Такой подход наиболее конструктивный, потому что позволяет вовремя предупредить заболевание, а не лечить его.

К сожалению, сегодня эта категория людей - самая малочисленная. А ведь только такие люди имеют хорошие перспективы в отношении своего здоровья.

Каким же должен быть алгоритм формирования психологического типа "менеджер, знающий и любящий свое дело"? В первую очередь, человек должен осознать, что здоровье - это огромная ценность, которую нужно беречь как зеницу ока. Потому что именно от качества здоровья зависит качество всей жизни в целом. Во-вторых, каждый должен нести личную ответственность за свое здоровье, а не перекладывать ее на врача, здоровье - это не товар, за качество которого несет ответственность продавец.

Безусловно, умение управлять здоровьем требует подключения интеллектуального ресурса. А это значит, что человек должен быть образован в отношении своего организма. Для этого совсем не обязательно становиться доктором. Но понимать, что такое качество здоровья, какими средствами оно формируется - долг каждого человека перед самим собой. То же касается и медицинских услуг. Для того, чтобы использовать их наилучшим для себя образом, нужно понимать их суть.

С этой целью был создан проект "Популярная медицинская библиотека" - серия изданий, каждое из которых рассказывает о тех медицинских услугах, которые вызывают у людей наибольший интерес. По опыту зная, насколько важен для успешного результата лечения психологический настрой пациента в отношении своего здоровья, авторы книг - врачи, практикующие специалисты строят свой диалог с читателям с позиций ценностного отношения к здоровью, уделяя особое внимание психологическому аспекту.

По материалам сайта tamaz.ru

www.emedi.ru

05.08.2006
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован