Эксклюзив
07 марта 2012
8177

Ирина Мишина: Ностальгия как телевизионный брэнд

Меня замучила ностальгия. Нет, я не тоскую по прошлому. На мой взгляд, это абсолютно бесполезное занятие : если жить минувшим днем, ты перекрываешь себе путь в будущее. Дело в том, что по разным телеканалам в разных передачах мне рассказывают о том хорошем, что было когда-то. Дикторы старой школы, кадры из доперестроечной программы "Время", советские фильмы - на любом телеканале все это сегодня едва ли не правило хорошего тона.

Главный телепроект нового века

Все началось с проекта "Намедни". Леонид Парфенов вернул нас в прошлое, впервые представив часть нашей с вами жизни как историю. Через несколько лет он продолжит эту идею в проекте "Какие наши годы" на Первом канале. Там все будет масштабно ностальгично: настоящие правительственные "Чайки" и иностранные "Линкольны" в студии, дорогие выгородки с редкой советской мебелью, постановочные танцевальные номера в стиле ретро, живая музыка, живые свидетели века... На Первом канале знают, на что тратиться. И закладывая на этот проект гигантский бюджет, конечно имели в виду эффект воздействия на аудиторию. Без просчета этого эффекта в государственных масштабах на федеральных каналах не делают ничего...

Но все эти траты кажутся копеечными в сравнении с целыми телеканалами, главная идея и суть которых - ностальгия. В 2004 году в системе СТРИМ начал вещание спутниковый телеканал "Ретро". Сначала он показывал передачи прошлых лет - "Песню года", "Бенефис", "Кабачок 13 стульев", старые документальные фильмы. А потом начали выходить оригинальные программы , например, "20-й век с Дмитрием Дибровым". Постепенно в России стали появляться "специалисты по ностальгии". Дибров, похоже, возглавил этот список, начав вести программу "Битломания" еще на одном "канале о прошлом", который так и назывался: "Ностальгия". Он появился практически вслед за "Ретро" и занял примерно ту же нишу.

Любовь к прошлому , очевидно, относится к особенностям нашего национального телевещания. Так считает Александр Политковский, который вел на телеканале "Ностальгия" программу "Назад, в СССР!": " Я не видел ничего подобного нигде в мире. Недавно был на Филиппинах, там 90 телеканалов, есть все вплоть до черно-белого кино и жизни животных, а ностальгического канала о прошлом нет! Нет этой ниши на испанском канале TVE, который я люблю и часто смотрю, поскольку знаю испанский. Нет вообще ни на одном крупном европейском и американском телеканале! У нас же программы и каналы о прошлом имеют очень приличную аудиторию. Когда я вел "Назад, в СССР!", был шквал звонков от зрителей. Люди вспоминали про запуски космических кораблей, советские сигареты, газеты, выбирали советский секс-символ, вспоминали рецепты каких-то старых блюд... Очевидно, эти воспоминания затрагивают что-то очень важное на уровне нашего подсознания и эмоций".

Тем временем, в мире кабельного и спутникового телевидения разыгралась настоящая "война ностальгий". Нишевые каналы начали друг с другом ссориться и конкурировать едва ли не как "Первый" с "Россией-1". "Ретро" предлагал зрителю повтор программ 90-х годов, а "Ностальгия" отвечала на это советскими художественными фильмами. "Ретро" "бил" раритетными "Голубыми Огоньками", а "Ностальгия" выдавала "козыри" хроникальными кадрами Гостелерадиофонда. "Ретро" "давил" вип-гостями в лице кумиров прошлых лет вкупе с архивом КВН, а "Ностальгия" парировала удар гремучей смесью из Севы Новгородцева, бардовских песен, Елены Ханги и студийной выгородки под заводскую столовку середины 20-го века (в которую зазывали исключительно рафинированных интеллектуалов прошлого, усаживая их на узенькие плебейские стулья). "Ретро" реагировал на это "бомбой" в виде записи концертов "Queen" и "Битлз", а "Ностальгия" предъявляла винтажную газировку и разливное пиво "по-советски" в студии.

Периодически один из центральных каналов отвечает на все это художественным фильмом или сериалом о советском прошлом. Последний "шедевр" этого жанра - сериал "Сделано в СССР", показанный на "России-1" в прайм-тайм незадолго до выборов. Зрителя с головой окунули в эпоху "позднего застоя" с партсобраниями, мясным дефицитом, разборкой морально неустойчивых граждан и Высоцким, которого слушают дома. Но все это были не безобидные воспоминания. Это был просто парад несчастий. Отец семейства, ветеран Великой Отечественной и полный кавалер Ордена славы, оказывается побежденным в борьбе с партийными бюрократами. Его старший сын Григорий после выполнения в Анголе пресловутого "интернационального долга" становится инвалидом и живет на нищенскую пенсию. Дочь теряет работу после ухода из семьи. Зять, жертва антисиметизма, уволен и отправлен на принудительное лечение в психиатрическую больницу. Одним словом, всеми силами режиссерского и сценарного искусства нам доказывают ужас социалистической действительности. Молодое поколение, не жившее в ту пору, как говорится, "в шоке". Зачем же зрителю столько ностальгии?

Пилюля от реальности

Недавно я поспорила в Livejournal с главным редактором кабельного канала "Ностальгия" Михаилом Галичем о том, с чем сравнима эта самая ностальгия в телевизионном варианте. Редактор написал, что это "раритетный сыр с плесенью по 900 рублей за кило, который потребляют гурманы". Я ответила, что это скорее килька в томате - прекрасный продукт для тех, кому есть, что вспомнить. Сейчас я думаю, что ошибалась. Потому что ностальгия, выходящая в эфир в столь массовом количестве, превратилась в продукт массового потребления типа попкорна или чипсов, которые едят все подряд и пользы от которых никакой. Или в таблетки - пилюли от реальности. Кто же нам их "прописал"?

Что касается федеральных каналов, то тут все просто. Любой здравый человек понимает, что накануне выборов все эти рассказы про "жуткое социалистическое прошлое" в исполнении раскрученных гламурных актеров современности ни что иное, как упреждающий удар по коммунистам - фаворитам опросов и рейтингов. Но зачем нас мучают ностальгией на кабельных и спутниковых каналах?

Все эти программы и каналы о недавнем советском прошлом начали появляться на телевидении в конце девяностых - начале двухтысячных. То было время, когда все уже "наелись" демократии. Прошли "лихие девяностые" с их бандитскими разборками, разделом собственности, нелепыми ваучерами и малиновыми пиджаками. В обществе возник и начал расти фактор неудовлетворенности жизнью. Постепенно стал формироваться "класс недовольных" - тех, кто испытывал социальный дискомфорт. Это были пенсионеры, обделенные социальной справедливостью, представители малого бизнеса, пострадавшие в результате рейдерских захватов, хозяева разорившихся предприятий, безработные и бюджетники, журналисты, с которыми власть попросту перестала считаться, обманутые вкладчики... Этот длинный список с каждым годом рос и пополнялся новыми социальными группами. Вот выдержка из кандидатской диссертации на тему " Электоральное поведение граждан России конца 90-х - начала двухтысячных годов", которую защитили на юридическом факультете МГУ: " Переживания и чувства российского избирателя наиболее точно можно описать словами "Замешательство" и "Усталость". При этом гражданам России отнюдь не все равно, где жить. Они интересуются политикой".

"Золотая жила" продюсеров и коммунистов.
Поскольку способов построения светлого будущего больше никто не предлагал, проворные телепродюсеры решили использовать момент и вернуть людей в прошлое, где было, по крайней мере, лучше, чем в реальности. С коммерческой выгодой, разумеется. Это была попытка сравнить наихудшее из настоящего с наилучшим из прошлого. Так что ностальгия - это прежде всего бизнес, построенный на не оправдавшихся социальных ожиданиях. А этот фактор, как известно, всегда с успехом использовали коммунисты. Они, к слову, давно были обделены временем на центральных телеканалах... Но кто сказал, что кабельные и спутниковые каналы не могут быть ресурсом в идеологической борьбе?

На телеканале "Ностальгия" есть такая рубрика: "No comments". Хроникальные материалы оттуда - про путевки на курорты, оплаченные профсоюзами, про трудовые вахты и диспансеризацию - сплошь видеоиллюстрация к программе КПРФ. Случайность это или закономерность, я не знаю. Для меня важнее факты. Я не верю официальным данным Центризбиркома, верю только Интернету. Так вот согласно опросу портала "Утро", проведенному в ноябре среди Интернет-пользователей России, 36 процентов из 20 тысяч проголосовавших отдали предпочтение КПРФ, оставив далеко позади другие партии. Немалая заслуга в этом принадлежит ностальгии как телевизионному направлению. Так что ностальгия - это сегодня брэнд политический и предвыборный. Кстати, любопытно заметить, что предвыборные ролики для "Справедливой России" были изготовлены в минувшем году силами режиссеров телеканала "Ностальгия"...

Лекарство или прикол?

У Ностальгии есть, на мой взгляд, еще одна функция - медицинская. В Университете Суатгемптона в результате специального исследования выяснили, что люди для восстановления своих душевных сил и подавления чувства одиночества чаще всего прибегают к ностальгии. В результате ученые сделали вывод: ностальгия вполне применима в клинической психотерапии как средство против негативных последствий социальной изоляции. Авторы исследования также решили, что ностальгию можно использовать как лекарство в случае недостатка социальной поддержки. Кстати, эту "пилюлю" зрителю могло "прописать" само государство, без рецептов коммунистов и ушлых продюсеров.

Александр Политковский, телеведущий: "Человек всегда ищет позитивные ситуации, чтобы компенсировать негатив. Почему, к примеру у нас на телевидении такая популярность у сериалов про "хороших ментов"? Почему зритель любит "Возвращение Мухтара", "Улицы разбитых фонарей"? Дело в том, что в реальной жизни человек видит, что с преступностью, правопорядком и нормальными блюстителями закона в стране дела обстоят плохо. А тут ему показывают не только профессионального, но и человечного милиционера... То же самое и ностальгия. Нам показывают прошлое, которое вызывает позитивные эмоции. Эмоции - это вообще в нашей жизни главное, я считаю, на этом построена вся наша жизнь".

Последнее свойство ностальгии я бы назвала просто: прикол. Почему любители за сумасшедшие деньги покупают автомобили "Победа" и 21-ю "Волгу" с оленем на капоте? Почему женщины украшают себя пучками "под шестидесятые"? Изыски пресыщенных оригиналов? Претензия на оригинальность? А может, просто желание выделиться в толпе простым способом, над которым не надо ломать голову?
...Недавно я нашла для себя совершенно неожиданный ответ на вопрос, почему ностальгия снова в моде. На журфаке МГУ я увидела студента, на руке которого была татуировка " Made in USSR". Это был представитель поколения, которое живет Интернет-жизнью, не смотрит "Ретро" с "Ностальгией" и не склонно к сложным рефлексиям. Вопрос, который я задала, был простым и искренним: "Ты понимаешь, что это останется на всю жизнь?".- "Конечно", - было мне ответом. Второй мой вопрос был еще проще: "Зачем?". На него я получила неожиданный ответ: " Во-первых, это модно. Я давно хотел тату, но проблема была в выборе. Многие наносят глупые рисунки или иероглифы, перевода которых не знают. А я действительно рожден в СССР, и что в этом плохого?" . Тогда я спросила молодого человека, что он знает об СССР. Тот пожал плечами и ответил, что это была "большая сильная страна, в которой "бабло" не было решающим фактором, люди были готовы бескорыстно помочь друг другу, бандитов называли бандитами, а не авторитетными бизнесменами, в институтах там учили бесплатно , дети каждый год отдыхали где-то за счет государства , а еще это была страна, которая победила фашистов".

... Это было больше, чем ностальгия. Это была мечта о лучшем будущем.
Ирина Мишина, тележурналист, режиссер.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован